Корни конфликтов — семья?

Каждый родитель когда-то был ребёнком и ходил в школу, поэтому родители не понаслышке знают, что такое школьные конфликты. Даже если взрослый, будучи ребёнком, не участвовал в конфликте активно, а только являлся наблюдателем этого конфликта, всё равно переживания были достаточно велики, и справиться с ними было непросто. Именно поэтому, когда родитель узнает, что у ребёнка в школе конфликт, то в душе возникает буря чувств и переживаний. Иногда это страх и непонимание, иногда это злость и желание всех наказать. Как же действовать правильно, так чтобы помочь ребёнку, а не навредить?
Корни школьных конфликтов
в семье
Конфликты могут быть разными. Однако корни всех проблем ребёнка всегда будут лежать во внутрисемейных отношениях. Родители могут мне возразить: как же так, у нас в семье всё хорошо, мы любим своего ребёнка, и вот он идёт в школу, и у него начинается конфликт, разве не школа виновата в этом?
Школа, безусловно, несёт часть своей ответственности за происходящее, однако обращу ваше внимание на то, что не у 100 % детей в одних и тех же условиях возникают конфликты. Зависит это, прежде всего от того, насколько ребёнок умеет адаптироваться к новым условиям, насколько у ребёнка достаточно внутреннего ресурса для того, чтобы не разрушаться от школьного стресса, а наоборот тренироваться и становиться сильнее, то есть обогащать свой опыт по преодолению трудных ситуаций.
Итак, если у вашего ребёнка конфликт в школе, прежде всего, обратите внимание на то, что происходит у вас дома. Если вам удастся понять, какая домашняя ситуация может травмировать ребёнка, и по возможности изменить её, то конфликты в школе прекратятся.
Вмешательство родителя
Стоит ли идти в школу? Конечно стоит. В любом случае важно выяснить, что происходит, выслушать разные точки зрения и по возможности защитить ребёнка. Помните, что когда мы идём в школу, то нам сложно сохранять нейтральную позицию. Ведь мы когда-то были учениками, и поэтому фигура учителя часто воспринимается нами неадекватно. Однако ваша задача разобраться с тем, что происходит в школе. Важно узнать позицию учителя, возможно, позицию школьного психолога. Это поможет вам составить наиболее адекватную картину того, что происходит.
Если вы замечаете, что ваш ребёнок рассказывает вам о проблеме совсем не так, как говорят об этом другие дети и учителя, не спешите обвинять кого-то во лжи, вполне вероятно, что каждый из участников конфликта видит ситуацию по-своему. Нет смысла выводить кого-то на “чистую воду”.
Как правильно
помогать
Разговаривая со своим ребёнком, помните, что ваши рекомендации о том, как надо поступать в той или иной ситуации, ребёнок не сможет использовать, потому что в ситуации конфликта мы действуем так, как чувствуем. Поэтому намного полезнее поговорить о чувствах ребёнка. Если поступки мы склонны расценивать как правильные или неправильные, то чувства не могут быть неправильными. Чувства — это то, что мы в данный момент переживаем, это наша реальность, наше бытие. Поэтому если вы сможете разделить с ребёнком его чувства, то вы очень ему поможете, он почувствует, что вы его понимаете, получит вашу поддержку, а следовательно, у него появится ресурс на то, чтобы справляться с подобными ситуациями.
Детям также помогает, когда мы, взрослые, делимся с ними своими детскими трудностями. Если вы расскажете, что у вас в школе был тоже какой-то конфликт или сложности во взаимоотношениях, то это поможет ребёнку почувствовать, что он не один такой «неправильный», что конфликтные ситуации случаются и с другими детьми и даже с его родителями. То, что вы прошли через это, даст ребёнку уверенность в том, что и он справится с этой непростой ситуацией.
Важно помнить, что опыт решения конфликтов очень полезен и в будущем обязательно пригодится вашему ребёнку. Поэтому нет смысла беречь детей от конфликтов, важнее научить их решать эти конфликты.
Е. ПРОДОЛЯТЧЕНКО,
социальный педагог
ГУО «Славгородский
районный СПЦ».

Добавить комментарий