Всегда быть учителем…

Педагогический труд – это огромная, подчас непосильная нагрузка на нервную систему для тех, кто пришел на эту работу случайно и нехотя выполняет обязанности педагога, не вкладывая в неё всю свою душу. Таких учителей не радуют ни блеск широко открытых, устремленных на них любознательных детских глаз, ни возможность искать пути воздействия на ребенка там, где, казалось бы, никакие меры не дают результата.
Но если частое досадное ребячье «не понимаю» или другое, упрямое «не буду» не повергает учителя в тяжелое состояние апатии или гнева, а, напротив, вызывает у него новый прилив энергии и даже радостный подъём сил, такому педагогу его работа станет самой светлой и счастливой среди других профессий. Мария Никифоровна СТЕПАНОВА относится к тем, для кого педагогика – смысл жизни.
… Деревня Саприновичи Мстиславского района. В доме, расположенном на территории льнокомбината, проживала семья Соколовских.
Отец, Никифор Моисеевич, работал трактористом. Отличался трудолюбием и большой ответственностью за порученное дело. Мать, Просковья Васильевна, занималась домашним хозяйством и воспитывала детей. А их в семье было шестеро – пять дочек и сын.
Родители своим образом жизни показывали ребятам, как надо идти по жизненной дороге. А дорога для этой семьи была тяжелой. Но в доме господствовали любовь, искренность, взаимопонимание, чуткость, доброжелательность. Эти черты характера впитывали в себя и дети.
В семье росла и чудесная девочка Мария. Домочадцы дружили между собой, заботливо относились друг к другу. Всё это позволило Марии с детства развить в себе высоконравственные черты характера. Её интересовала окружающая природа: присматривалась к деревьям и цветам, неравнодушно относилась к животному миру. Много вопросов задавала Мария родителям и старшим сестрам. Училась рисовать. Но особенно увлекали книги, которых, к сожалению, в то время было очень мало. Любила слушать сказки. Придумывала их часто сама и рассказывала слушателям – своим друзьям.
С завистью смотрела на ребят, которые шли в школу. Ей тоже хотелось учиться. Однажды Мария исчезла из дома. Долго её искали. Но поиски в окрестности деревни были тщетны. Оказывается, ещё с вечера она приготовила себе одежду и отправилась в школу. С каким удовольствием Мария вслушивалась в голос учительницы. Радостная, воодушевлённая, она вместе с учениками шла с высоко поднятой головой со школы. Не могли родители убедить дочку, что ей ещё рано учиться. Учительница позволила Марии посещать занятия.
Училась хорошо и охотно, не отставала от одноклассников. Семь классов окончила с похвальной грамотой. И пошла к заветной цели – стать учителем. Без экзаменов поступила в Мстиславское педучилище. Вскоре оно было переведено в г. Кричев. Незаурядные способности, увлечение педагогикой позволили Марии окончить училище с отличием. С таким дипломом ей предлагали без экзаменов поступать в Могилевский пединститут. Но на это не могла выделить деньги семья. Начала педагогическую деятельность учительницей начальных классов в Брестском районе. С каким волнением и радостью шла она в свой класс, к своим ученикам! Первый класс. Это так ответственно. Букварь. Первая книга. Первые школьные годы. Как долго готовилась она к этому первому школьному дню! Но вошла в класс, и все волнения исчезли. На неё смотрели любознательные глазки ребят. Они ждали её, свою первую учительницу, Марию Никифоровну. И она повела их в страну Знаний.
С большой ответственностью относилась к работе ибо знала, что фундамент знаний закладывается в начальных классах. И сама старалась увеличивать свой педагогический потенциал. Поступает на заочное обучение в Могилевский пединститут на факультет «Методика обучения и преподавания начальных классов с правом преподавания русского языка».
Совмещала любимую работу с учебой. Вскоре познакомилась с Тимофеем Михайловичем Степановым. Окончив институт, вышла замуж. Тимофей Михайлович к тому времени окончил Горецкую сельскохозяйственную академию. Пришлось Марии Никифоровне следовать за мужем. Работала учительницей в Ректянской базовой школе, затем переехали в г. Славгород. Работала в школе-интернате учительницей начальных классов. Мне тогда посчастливилось работать воспитательницей в её классе. Слаженно работали. Со временем Мария Никифоровна стала завучем по воспитательной работе.
Во всех педагогических коллективах пользовалась заслуженным авторитетом. Она не только хороший учитель, но и всесторонне развитая личность. Очень много читает, мгновенно разгадывает кроссворды и сканворды. Обладает хорошей памятью, дикцией, музыкальным слухом и голосом. Является активной участницей художественной самодеятельности в районном клубе «Ветеран». Обогащает свой кругозор, посещая экскурсии, которые организовывают профсоюзная организация и совет ветеранов педтруда, районный совет ветеранов.
Участвовала в конкурсах «Учитель года», художественной самодеятельности. Вырастили с мужем двух детей. Они имеют высшее образование. Растут на радость внуки. И сегодня этого оптимиста по жизни ведет стезя познаний и добрых дел. Ибо учитель всегда остается учителем…
Б. БАЙВЕР,
председатель совета ветеранов педтруда.
Фото Вл. РЫЖЕНКОВА.

Добавить комментарий