Съесть и перекреститься

Здоровый образ жизни, ставший признаком хорошего тона у населения, предполагает здоровое питание. Но кто гарантирует его качество в условиях, когда рыночная стихия подбрасывает нам производителя, нацеленного на получение прибыли любой ценой, в том числе и ценой нашего здоровья? На мировой рынок продовольственных товаров поступает все больше и больше фальсифицированной и недоброкачественной продукции, наносящей огромный вред как здоровью людей, так и окружающей среде.
Но кто более всего угрожает нашему желудку? Не производитель, а нерадивый работник торговли, продающий продукты питания с просроченным сроком годности. Осознанный сбыт некачественного продукта — преступление перед людьми. Психология торговцев проста: в магазине товара много, работников не хватает, чтобы за порядком следить. А наш покупатель доверчив. Как обычно поступают люди, которые купили просроченный товар? Возмущаются (чаще всего дома). Бывает, гневно потребуют от продавца книгу замечаний и предложений. Но этого недостаточно, чтобы плохой товар сняли с реализации, а ведь желательно, чтобы подобное нарушение больше не повторилось.
Что же после всего остается покупателю?
Следует сообщить о таких фактах специалистам госсаннадзора. Причем телефонные звонки или эмоциональные письма типа «творится беспредел» — детский лепет. Нужны документы, подтверждающие нарушение.
Если вы видите в магазине просроченный продукт, желательно купить его, чтобы получить чек. Затем сделать запись в книге замечаний и предложений, где, кроме информации о том, когда, что и с каким сроком реализации продано, оставить сведения о себе. Открытость — важное условие. В 10-дневный срок администрация (юридическое лицо, индивидуальный предприниматель) обязана дать письменный ответ о принятых мерах. Его копию тоже приложить к заявлению в ЦГЭ.
Госструктуры информировать ВАЖНО и НУЖНО, когда видите грубые нарушения. Ведь одно дело хлеб, который пролежал несколько лишних часов, и совсем другое — консервы, молочные продукты или детское питание. Чаще всего приходится видеть, что на упаковке дата изготовления заклеена липкой лентой, а сверху прикреплен ярлык с новой датой. Оторвешь его, а продукту, оказывается, «продлили» жизнь на целых 2 месяца! Можно ли в такой ситуации быть лояльным к нарушителям? Приходилось видеть стертое черное тиснение производителя, и другую «самодеятельность». Необходимо отметить, что по санитарному законодательству не допускается наклеивание стикеров с информацией о стоимости продукта на этикетку, где указаны срок годности, дата изготовления, условия хранения и состав продукта.
Согласно законодательству Республики Беларусь, санслужба обязана уведомлять руководителей предприятий о плановых проверках не позже чем за 10 дней. А какой директор или заведующий, зная, что в магазин направляются проверяющие, не подготовится к такой встрече! Просроченный товар на время исчезнет. А после проверки… возвратится на прилавок.
Так, санитарной службой района за истекший период 2012 года (январь-сентябрь) оштрафованы 31 работник торговли на сумму 20.000.000 рублей за реализацию продуктов питания с истекшим сроком годности. По выявленным фактам реализации просроченных товаров информация для принятия мер направлена в районный исполнительный комитет и в областной комитет государственного контроля.
Правила реализации продовольственного сырья и пищевых продуктов нарушаются не везде. Есть примеры и положительные. И таких магазинов в городе и в сельской местности становится все больше.
И. ФИЛИППОВА,
помощник
врача-гигиениста
УЗ «Славгородский райЦГЭ».

Добавить комментарий