Профессиональным жалобщикам придётся раскошелиться

2015 год прошел свой экватор. Самое время подвести первые итоги работы с обращениями граждан и юридических лиц. Кроме того, вступил в силу подписанный Президентом Закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «Об обращениях граждан и юридических лиц».

Проанализировать работу с  обращениями граждан, а также прокомментировать основные нововведения Закона мы попросили начальника отдела по работе с обращениями граждан и юридических лиц райисполкома Анну Владимировну ДЕМЬЯНКОВУ.

IMG_7064

—Анна Владимировна, уже известны итоги первого полугодия. Какова динамика обращений?

—86 обращений граждан поступило в первом полугодии текущего года в райисполком (43 – письменных, 36 – устных и 7 электронных). Если сравнивать с аналогичным периодом прошлого года, то количество обращений увеличилось на 148%. По результатам рассмотрения удовлетворено 32 обращения.

А вот количество коллективных обращений уменьшилось на 45%, если сравнивать с первым полугодием 2014 года. Их всего пять.

—В вышестоящие органы славгородчане обращаются?

—Не без того. Несмотря на проводимую работу с населением, количество таких письменных обращений возросло на 138 процентов, из них в Администрацию Президента – в 2.7 раза. Словом, из 11 обращений граждан, поступивших для рассмотрения в райисполком из вышестоящих органов, 8 были из Администрации. Но что отмечу:  положительно было решено лишь одно обращение в Администрацию Президента.Поэтому хочется ещё раз напомнить жителям района, что при возникновении проблемных вопросов в первую очередь необходимо обращаться в местные органы власти, будь то сельисполком, райисполком.  Потому что вышестоящие органы не рассматривают обращения, если нет ответа от первоначального рассмотрения на месте.

—Какие вопросы чаще всего волнуют граждан?

—Анализ обращений в разрезе тематик показал, что жители района в большинстве своих обращений  поднимают коммунально-бытовые вопросы, труда и заработной платы, жилищной политики.

Почти в каждом втором обращении граждане указывали на факты обращения по поставленным вопросам в УКП «Жилкомхоз» и непринятие мер реагирования. Но в ходе проверочных мероприятий факты обращения граждан в указанную организацию не подтвердились, по результатам рассмотрения поставленные вопросы более чем в половине случаев были решены положительно. Отдельные взяты на контроль.

—Анна Владимировна, используют ли граждане возможность обратиться напрямую к специалисту, посредством телефонов «прямых» и «горячих» линий?

—Конечно. Эта форма работы востребована гражданами. За указанный период в райисполкоме проведено 23 «прямые телефонные линии», на которые поступило 39 обращений. Из них 14 были решены положительно, по 12 – даны разъяснения в ходе проведения «прямых линий», 8 вопросов разъяснены по результатам рассмотрения, 3 – не удовлетворены. Вопросы, с которыми граждане обращались, касались практически всех сфер жизнедеятельности.

—В вашу компетенцию входит также мониторить работу с обращениями граждан подотчетных организаций, сельисполкомов и др. Что сделано в этом направлении?

—В  управлениях, отделах райисполкома, сельских исполнительных комитетах, подчиненных организациях специалистами отдела по работе с обращениями граждан и юридических лиц райисполкома в первом полугодии проведен мониторинг семи организаций. Результаты мониторингов рассмотрены на заседаниях рабочей группы по дебюрократизации государственного аппарата, внедрению заявительного принципа «одно окно» с заслушиванием отчетов руководителей отделов райисполкома, сельисполкомов и подчиненных организаций.

Заведующим юридическим сектором райисполкома в мае проведен обучающий семинар для специалистов структурных подразделений.

Продолжает свою работу общественная приемная (1-я и 4-я пятница месяца с 16.00 до 18.00). За отчетный период проведено 10 заседаний по правовым вопросам, на которых даны консультации 9 гражданам.

—Стали традиционными встречи информационно-пропагандистских групп с  трудовыми коллективами. Как показала практика, такая форма работы также дает населению возможность быть услышанным. Не так ли?

—Безусловно. В первом полугодии была проведена 241 встреча (138 – в трудовых коллективах, 103 – по месту жительства граждан). Всего проинформировано 5430 человек. Наибольшее количество обращений касалось компетенции УКП «Жилкомхоз». Это подсыпка и выравнивание дорог, вывоз бытового мусора и уборки несанкционированных свалок, освещенности подъездов и другие.

—Анна Владимировна,  Президентом подписан  Закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «Об обращениях граждан и юридических лиц». Какие новшества он предусматривает?

—Действительно, эти изменения привлекли внимание многих. Конкретизирована сфера действия Закона «Об обращениях граждан и юридических лиц». Так, теперь его действие не будет распространяться на обращения, которые вытекают из отношений между работником и нанимателем. Кстати, рекомендую всем внимательно изучить закон: в нем четко прописаны как права организаций, ИП, рассматривающих обращения, так и расширен перечень оснований для отказа в личном приеме. И они, поверьте, вполне справедливы.

Изменены и подходы к исчислению сроков при рассмотрении обращений. Раньше решение по поступившей жалобе организация должна была принять в течение пяти дней. Но это не всегда было возможно. Скажем, если письмо поступило в пятницу, то с учетом выходных большая часть установленного для рассмотрения срока истекала. Сейчас иначе: срок начинается не со дня регистрации обращения, а со следующего дня. При этом учитываются только рабочие дни.

—Изменения действительно существенные. Хотелось бы еще узнать подробнее о, так называемых, профессиональных жалобщиках. Ведь не секрет, что Закон теперь предусмотрел и для них меры ответственности.

—Это так. Есть такие профессиональные жалобщики и у нас. Обращаются к нам с каким-нибудь вопросом, и если его невозможно решить так, как хочется заявителю в силу законных оснований, то общение наше заканчивается угрозами обратиться «выше». Хотя человек этот уже прошел все ступени иерархии власти. Теперь, согласно новой редакции закона, с таких профессиональных жалобщиков могут быть взысканы все возможные расходы на рассмотрение их систематически подаваемых необоснованных заявлений.

—И это, на мой взгляд, справедливо. Электронных обращений коснулись изменения?

—Да, их порядок также уточнен. Надо сказать, что эта форма подачи обращения очень удобна и за счет своей доступности стала популярна у большинства заявителей.

Так, закреплена обязанность представителей заявителей прилагать копии документов, подтверждающих их полномочия. Предусмотрена возможность прекращения переписки с заявителями, направляющими повторные обращения в одну и ту же организацию, к компетенции которой их рассмотрение по существу не относится.

—Благодарю за беседу.

Провел Вл. РЫЖЕНКОВ.

Фото автора

Добавить комментарий