Судоходство  на Соже

 

barka

Гости нашего города, да и многие местные жители с любопытством рассматривают знак с большим якорем на вершине. У них возникают вопросы: «Почему установлен этот знак?», «Какие корабли имели подобные якоря?» и т.п. Кроме того, знак с якорем сохранился на берегу реки Сож в районе старой бани. Этот знак называется «Якоря не бросать» и устанавливается в местах, где под руслом реки проложены кабели или трубопроводы.

Якоря можно обнаружить в Славгороде и в иных местах, например около дома на улице Рокоссовского, где якорь несколько другой формы используется как декоративный элемент забора.

Попробуем найти ответы на эти вопросы. Используя данные сети Интернет, воспоминания старожилов района, старые публикации краеведов в районной газете, данные из музеев, удалось собрать вот такую информацию.

Знак в виде якоря около Пропойска на картах появился давно. Например, он уже есть на  карте, которая делалась для войск Наполеона в 1812 году. Этот знак указывает на наличие пристани и судоходности по реке Сож. Аналогичные знаки можно найти и на более поздних картах.

Можно утверждать, что река Сож была судоходной с давних пор. По ней мимо Пропойска проплывали суда  купцов, направлявшихся в далекие страны. Есть основания предполагать, что по р.Сож возвращался из своего дальнего путешествия в Индию и русский купец Афанасий Никитин. В пользу этой версии свидетельствует тот факт, что именно пропойские купцы передали знаменитые записки Афанасия Никитина «о хождении за три моря»  в Москву.

desna

Видела эта река и корабли, которые строились на Кричевской судоверфи. В 1786 году со стапелей Кричевской судоверфи сошли 13 яхт и 12 гребных судов, способных ходить под парусами. Мачты некоторых судов, сделанные из цельных деревьев, достигали 44 метров. Принимавший флотилию адмирал Пущин (дед декабриста Пущина) привез с собой несколько морских офицеров и матросов — в основном команды кораблей комплектовались из местных жителей. Затем флотилия двинулась к Черному морю.

okolo-kremyanki

Мимо Пропойска проплывали галеры: «Днепр», «Сож», «Тверь», «Буг» и самая красивая – «Десна». Именно на такой плыла затем по Днепру от Киева до Кременчуга императрица Екатерина Вторая. Плыли мимо города и суда, перевозившие продукцию Старинковского железоделательного завода отставного поручика  Бенкендорфа. Этот завод был одним из крупнейших  в Российской империи.

В 1859 г. на Старинковском заводе имелось более 500 рабочих и 30 учеников. Близость Сожа давала заводу возможность сообщаться с черноморскими портами. Петербургские и московские медеплавильные и железоделательные заводы при тогдашних гужевых путях сообщения не могли конкурировать со Старинковским заводом.

Продукция завода подвозилась к реке по железнодорожным путям с использованием конной тяги, а затем перегружалась на корабли.

Из архивных источников следует, что  «…судоходство по Сожу начинается у м. Кричева, Чериковского уезда; сплав же леса начинается от д. Мартиновки, Мстиславльского уезда, находящейся на 1/2 версты ниже м. Хославич. Устройство и размеры судов те же, как и на Днепре. Кроме того между Гомелем и м. Хальч ходит ежедневно пассажирский пароход. В Чериковском уезде строится ежегодно 2-3 барки, из которых каждая обходится в 1500 руб., на Дубновской и Бакуновичской лесных пристанях.

karty-yakor

… Пароходную  линию из Гомеля в небольшой городок Пропойск обслуживали частные пароходы «Мир», «Решительный», «Деловой», «Восход», «Проня», «Беседь», «Чикаго». Постоянное плавание по этой линии началось с 1858 года.

В 1910 году эти суда совершили 265 пассажирских рейсов, во время которых перевезли почти 44 тысячи человек. Да еще 57 раз буксировали баржи с различными грузами».

Из публикаций гайшинского краеведа Василькова Василия Федоровича узнаём, что «жители деревни Гайшин предпочитали плавать в Пропойск или Гомель на пароходе «Чикаго». При одинаковой цене  билета на других пароходах, только на «Чикаго» давали всем пассажирам бесплатно булочку».

vyazka-plota

Среди  судов, ходивших по Сожу в те времена, был и корабль, небольшой пароход, принадлежавший нашему земляку — уроженцу фольварка Плесно  Разумову Сергею Купреевичу (фольварк – это обособленное поселение, принадлежавшее одному хозяину – авт.). Поселение с таким названием существовало южнее 1-2 км  от д.Уречье.

Местность в районе деревень Шеломы, Уречье, Кульшичи сильно заболочена, поэтому знания в области мелиорации ценились очень высоко. Как и где научился Сергей Купреевич ремеслу «мелиоратора» неизвестно, но он работал по найму у местных помещиков и сумел скопить денег на покупку парохода. Пароход был грузовым, с командой около 10 человек, и вплоть до революции 1917 года довольно успешно перевозил различные грузы по рекам Сож и Днепр. В лихие времена национализации пароход у «буржуя» Разумова  отобрали, а самого его ждала незавидная участь ему подобных. Но команда не выдала своего хозяина, и он был вынужден скрываться вдали от родных мест долгие годы. Только перед Отечественной войной он смог вернуться на родину.

znak-sozh

Предпринимательская жилка никогда не покидала Сергея Купреевича.  Как сейчас говорят, он был «частным предпринимателем». До конца жизни он плел большие корзины — «коши» для перевозки овощей и фруктов на телегах.

По Сожу, кроме пароходов, ходили и непаровые суда — барки, берлины, лодки.

Барка — речное плоскодонное, несамоходное судно, буксируемое с помощью людской или конной тяги. Длинной 20-50 м и  шириной 14-16 м. Строилась из елового леса с осиновыми или сосновыми крюками в основе. У них не было крыши и кают, а также и парусов с мачтами. Барки снабжались лишь двумя или тремя якорями, весом от 160 до 240 кг. Для обслуживания требовалось 20-25 рабочих и один лоцман или атаман. После доставки груза барка часто разбиралась и продавалась.

Берлина – также, как и барка, плоскодонное речное судно, но немного меньших размеров. Кроме того имело двухскатную крышу, а внутренность была разделена на 5 частей. Чердак, каюта хозяина, два отделения для разных товаров и отсек для стока  воды. Берлина имела мачту высотой 30-38 м из елового дерева с двумя реями для парусов. Команда состояла из лоцмана, водолива и рабочих. Число рабочих зависило от направления движения и количества груза, бывало от 6 до 50 человек. Пища готовилась на очаге, который располагался на чердаке в передней части лодки.

starinka_sozh

К более мелким судам, которые плавали по Сожу, относятся: лайбы, гиляры  и дубы.

Шло время, менялись суда, плывущие по водам реки мимо Пропойска, а затем и Славгорода. Парусные лодки сменили колесные пароходы, затем — винтовые. Видели на реке и суда на подводных крыльях. Менялись и названия судов. Исчезли «Чикаго» и «Орион», а появились: «Краб», «Маяк», «Днепр» , «Стремительный», «Ипуть», «Сож». Так звались катера, ходившие по реке в 1958-60 годы. Последние, пароходы, замеченные на реке, назывались «Красная звезда», «Исаченко», «Коммунист», «Якуб Колас». Судно на подводных крыльях, которое в народе называли «ракета», именовалось «50 лет ЦК КПБ». Катер на фото, которое сделал уроженец  д. Кремянка Семкин Алексей Николаевич, назывался прозаично — «Теплотехник». Такие катера приплывали из Гомеля ранней весной, во время разлива, и перевозили жителей засожевья. Катер ходил по маршруту Славгород-Кремянка, Славгород-старик.

vica

На фотографии катер стоит у берега около Кремянки в мае 1983 года. Перестали ходить катера в тяжелые  90-е годы.

Территория вдоль берегов реки Сож была богата  запасами леса, поэтому местные жители издавна занимались сплавом леса плотами. Работа эта была сезонной —  от ранней весны до поздней осени. Занимались ей в основном жители Кремянки, Гайшина, Добрянки и в меньшей мере – Пропойска. Из истории Гайшина: «… в 1876 г. в Гайшине проживало 556 человек. Из них двадцать крестьян были плотогонами, которые зимой отправлялись на заработки  на Украину и становились шахтерами».

Существует несколько способов вязки плотов. В нашей местности применялся способ вязки с помощью виц. Вица — это скрученный стволик березы, ивы, черемухи, ели, длиной 3-4 м и диаметром в комле 3-5 см. При скрутке стволик расщепляется на волокна и приобретает гибкость, не теряя прочности на разрыв. Получается нечто вроде толстой, нерастягивающейся веревки.

Технология производства виц несложна, хотя и требует некоторых навыков. Для виц используются высокие стволики без толстых сучков и с малой конусностью; обычно они растут в густых местах леса. Очищают деревце от веток. На самой вершине стволика ветки не срубают, оставляя полуметровую метелочку. Для хранения более 2—3 часов заготовки кладут в воду, чтобы они не высыхали.

Для скрутки стволик расщепляют у комля, в трещину вставляют петлю (связанную из метрового куска нетолстой веревки), в которую вдевают палку длиной 0, 5—1 м. Петлю скручивают в подобие жгута. Этим жгутом обматывают комель стволика, удерживая его тем самым от дальнейшего расщепления; после этого заготовку можно закручивать.

muzej-yakorej

Проще всего крутить вицы вдвоем. Первый прижимает вершину вицы к стволу дерева диаметром 30—40 см, а второй, взявшись за палку-ворот, приступает к скручиванию стволика. Операция сперва идет легко, так как скручивается наиболее тонкая часть стволика у самой вершины. Когда эта часть стволика достаточно перекрутилась, но волокна еще не начали рваться, по сигналу первого второй делает несколько шагов вокруг ствола дерева так, что скрученная часть вицы уже не висит в воздухе, а оказывается прижатой к стволу дерева. Первый дополнительно прижимает ее рукой, в результате чего теперь скручивается более толстая часть вицы. Так, постепенно наматывая вицу на дерево, доводят скрутку почти до самого комля. Окончив скрутку, вицу сматывают с дерева, несколько раскручивая ее.

При некоторой сноровке вицы можно крутить и одному, закрепив для этого вершину с помощью клина. При сборке плота бревна става попарно притягивают кольцами из виц к ронжине — поперечному бревну диаметром 10—15 см. Кольцо лучше изготавливать, обматывая вершиной вицы ее комель.

Кольцо из вицы надевают на торцы бревен, регулируют его длину по месту и крепким колом натягивают вокруг ронжины. После этого вместо кола вставляется клин, изготовленный из расколотого полена диаметром 12—15 см и длиной около 0, 5 м.

В нашей местности данная технология использовалась в полной мере, но с некоторыми не существенными особенностями, которые касаются терминологии. Вместо слова «вица» у нас говорили — гужба. Происходит это слово, вероятно, от слова «гуж» — петля в хомуте, скрепляющая оглоблю с дугой. Понятно, что многие уже не видели этих предметов и не знают их назначения. Иначе, гужем называли петлю, кольцо из кожи для привязки чего-либо. Кольцо из вицы подходит под это определение, поэтому и появилось название гужба.

(Продолжение в след. номере).

Добавить комментарий