Что год учебный  нам готовит?

 

Перед белорусской системой образования была поставлена задача к 1 сентября пересмотреть содержание школьных учебных программ и улучшить качество учебников. Основная работа уже завершена. За неделю до начала нового учебного года начальник отдела образования, спорта и туризма райисполкома Александр АВЧИННИКОВ рассказал, как изменились программы, по каким учебникам будут учиться школьники, охарактеризовал направления дальнейшего совершенствования учебного процесса.

Первым днем нового учебного года 2017/2018 для белорусских школьников станет пятница 1 сентября: 1478 ребят района  в этот день вернутся за ученические скамьи и продолжат свое образование, а для 150 первоклассников  откроется дверь в новый и удивительный школьный мир!

—Александр Леонидович, как изменится содержание учебных программ?

—Все школьные программы по всем предметам доработаны и утверждены к новому учебному году. В настоящее время они размещены на национальном образовательном портале.

Использование ранее действующих учебных программ показало, что они были перегружены учебным материалом, в отдельных темах не были учтены межпредметные связи. К примеру, некоторые темы по физике изучались раньше, чем по математике. Отдельные темы не соответствовали возрастным особенностям учащихся. В учебных программах также не было времени для отработки материала, что вызывало трудности у учителей для качественного преподавания, а у учащихся — для усвоения материала.

Новые учебные программы позволят снизить нагрузку на школьников. Специалисты-разработчики также учли и межпредметные связи. Некоторые темы были вынесены и перераспределены из одного класса в другой с учетом возрастных особенностей учащихся, возможностей восприятия материала именно на этом уровне обучения.  С учетом этих особенностей учебные программы и были доработаны.

—Как их конкретизировали?

—Во-первых, конкретно прописаны требования к результатам учебной деятельности по каждому разделу программы по всем предметам, чтобы педагог контролировал знания и умения учащихся по заданным критериям и показателям.         Во-вторых, изучение отдельных сложных для восприятия тем перенесено в старшие классы либо переведено с базового уровня изучения на повышенный. Например, в курсе биологии теперь только на повышенном уровне изучаются такие разделы, как “Поведение как результат эволюции”, “Структурная организация и регуляция функций живых организмов”. В курсе математики только на повышенном уровне теперь будет изучаться тема “Производная”. Избежать перегрузки школьников позволит также сокращение избыточной терминологии по отдельным учебным предметам.

Отдельные темы будут изучаться на уровне общего представления. Например, в курсе учебного предмета “Беларуская мова” раньше изучались виды односоставных предложений, проводился контроль по этой теме. Теперь от учащихся требуется иметь только общее представление об односоставном предложении и отличать его от двусоставного, но они не обязаны отличать определенно-личное предложение от неопределенно-личного, потому что это знание не имеет ярко выраженной практической направленности. Кроме того, отдельные темы переведены с теоретического на практический уровень освоения. Т.е. учащийся не обязан заучивать формулировки правил по определенным темам: он будет изучать этот материал на конкретных примерах. В частности, в курсе белорусского языка на уровень практического применения переведена тема “Сэнсава-стылістыстычная роля і тэкстаўтваральныя магчымасці слоў розных часцін мовы”. С этой темой мы будем знакомить учащихся при работе с текстами различных стилей, типов и жанров речи.

Проведена работа по согласованию содержания отдельных учебных предметов, чтобы исключить дублирование близких тем в рамках предметов одной образовательной области.

—Коснулись ли изменения домашних заданий? Нередко приходилось слышать нарекания родителей на то, что дети перегружены.

—Одним из условий снижения учебной нагрузки является нормирование домашних заданий. Поэтому в инструктивно-методических письмах к началу нового учебного года педагоги сориентированы на то, что основной учебный материал должен усваиваться на уроке. Цель домашних заданий заключается в том, чтобы повторить и закрепить изученный материал. Новый материал, который не усвоен на уроке, не должен задаваться в качестве домашнего задания. Существует также строго нормированное документом Министерства здравоохранения время на подготовку домашних заданий. Оно определено для всех учебных предметов в учебный день. Поэтому педагоги должны помнить, что ученику нужно готовить задание не только по их предмету. К новому учебному году издано и размещено в свободном доступе на национальном образовательном портале календарно-тематическое планирование по всем предметам для всех классов. В этом планировании определены объемы домашнего задания к каждому уроку. Это ориентир для учителя, что необходимо задавать ученику на следующий урок.

Обращается также внимание учителей на то, что задания со звездочкой должны задаваться детям только по их желанию и не влиять на оценку в сторону ее снижения.

—Александр Леонидович,  Александр Лукашенко несколько раз выступал с острой критикой белорусских школьных учебников: по мнению главы государства, в них много лишней информации, они перегружены и неинтересны ученикам. Какие изменения претерпели учебники?

—Новые учебники и учебные пособия будут включать больше практико-ориентированных заданий. Авторы стремились донести большой объем материала в максимально доступной форме, избегая излишних теоретических сведений.

Уже с 1 сентября 2017 года совершенно новые учебники будут у учеников третьих и седьмых классов школ. Кроме того, в первых классах появятся новые буквари. Новый букварь автора Анатолия Клышко появится в белорусскоязычных школах. В учреждениях образования с русским языком обучения первоклассники будут учиться грамоте по букварю Ольги Тириновой.

Особенностью новых учебных пособий является, в том числе, национально ориентированное содержание. Авторами при разработке учебных пособий включены тексты о достижениях белорусской промышленности, памятниках культуры, победах спортсменов и др. Сам факт информирования об этом имеет воспитательное значение. Ученики видят, что у нас есть серьезные достижения в разных сферах, которыми мы можем гордиться. Например, в новом учебном пособии по истории Беларуси для 6-х классов появилась рубрика “Исторические достопримечательности”. Она знакомит учащихся и опосредованно их родителей с теми памятниками истории, культуры, архитектуры, которые сохранились до нашего времени. Авторы учебника предлагают их посетить вместе с родителями или одноклассниками. Соответствующая рубрика будет представлена и в новом учебном пособии по истории Беларуси для 7-х классов. Задания и упражнения в новых учебных пособиях направлены не только на освоение предметного содержания учебного материала, но и обладают высоким воспитательным потенциалом, будут способствовать развитию личностных качеств учащихся.

—Знаем, что и количество контрольных работ тоже регламентировано…

—Верно. Количество контрольных работ по каждому предмету в каждом классе регламентировано и определено Министерством образования. Учителя знают, сколько контрольных работ по каждому учебному предмету нужно провести в год. В соответствии с санитарными нормами и правилами, в день не может быть больше одной контрольной работы
Обращаем внимание, что контрольная работа не может выполняться на первом и последнем уроке. В начале учебного года составляется график контрольных работ на четверть, на полугодие, который утверждается администрацией школы.

Если говорить в целом, то основные новшества — это сокращение нагрузки на школьников, упрощение программы, более качественный подход  к отбору учебного материала, а его изложение – более доступное для детей. Одновременно предусмотрена четкая практическая направленность процесса обучения, грамотная интеграция современных информационных технологий в учебном  процессе и решение многих других задач.

Интересовалась

Светлана ИГОРЕВА.