Выбор — за учеником

Многие молодые люди не хотят задумываться о своём будущем: кем они станут, куда пойдут учиться. Такого рода осознание у большинства приходит как-то спонтанно, когда уже не можно, а нужно выбирать.

А ведь выбор образования и профессии нередко решает дальнейшее будущее. Именно поэтому принятие решения куда поступить, какую профессию освоить – это один из самых важных этапов развития личности.

Но «розовые очки» с носа сползают медленно и, нередко, болезненно. И этого, к сожалению, не избежать. Многие в школьном возрасте идеалисты и думают, что всё само собой получится, без усилий.

Было бы так просто: захотел человек стать химиком-экологом и его приняли в университет, изъяви он такое желание, и начали бы обучать «новобранца» всему, что знают сами. Однако каждый взрослый человек понимает, что в реальной жизни всё далеко не так (если только не гений в химии изъявил подобное желание).

Ученик должен получить базовые знания ещё в школе, серьёзно подготовиться к экзаменам и ЦТ. Никто не говорил, что будет легко… Так много соблазнов сегодня у детей – «позависать» в гаджетах, погулять с друзьями, смотреть фильмы ночами напролёт и множество других  способов развлечься.

А школьная программа 10 – 11 классов вообще удивляет своей лаконичностью. На предметы, которые нужны практически в любой специальности и по которым поступающие сдают ЦТ, выделено всего по 1 академическому часу в неделю: 1 – на белорусский язык, столько же – на русский. А вот на физкультуру   школьники ходят целых 3 раза за ту же учебную неделю.

Физкультура, конечно, тоже важна. Но вот пройти по баллам в выбранный ВУЗ – куда более серьёзная задача. Поэтому в школах сегодня работают факультативы по выбору, на которых готовят школьников к сдаче ЦТ. Всё бы ничего, но есть такие выпускники, которые не понимают важности дополнительной подготовки и беззаботно надеются на «авось»! А вот преподавателям почему-то такая удача кажется сомнительной.

Выяснить ситуацию с подготовкой к ЦТ мы решили у заместителя директора по учебной работе первой городской школы Виктории Прочухановой. По её словам, в каждой школе есть специальные факультативы по тем предметам, которые выберут сами ученики. Но есть и одно условие – факультативная группа создаётся тогда, когда набирается 5 и более человек, желающих заниматься.

«На сегодняшний день в нашей школе для 11 классов работают факультативы по русскому языку, математике, химии, английскому, истории и биологии, – рассказывает Виктория Дмитриевна. – Однако есть учащиеся, которые собираются поступать в университет, но факультативы не посещают и надеются сдать ЦТ без предварительной подготовки. Это огорчает, потому что тесты довольно сложные и готовиться к ним несомненно нужно».

На факультативе школьников учат правильно заполнять бланки к заданиям ЦТ. Это важно уметь, потому что время самих тестов ограничено, и чем лучше ученик будет ориентироваться в бланках, тем больше времени у него останется на сам тест. Логично? Следующим и основным этапом факультатива является закрепление знаний по предмету и восполнение в них пробелов. А качественные знания – решающий фактор в получении высокого бала на ЦТ. Так что думайте сами, нужны ли вам факультативы, притом бесплатные(!), или всё же выберете тесты «наугад»? А потом, возможно, год с репетитором, уже, естественно, платным, и снова поступление. Вряд ли второй вариант привлекательнее первого будет…

Для наиболее наглядного примера Виктория Прочуханова предоставила нам статистику результатов ЦТ и заверила, что дети, у которых минимальный балл, – не посещали факультативы, а с самым высоким – напротив, были ответственными учениками.

Из таблицы можно увидеть результаты. А судя по минимальному баллу, набранному на ЦТ, логично будет согласиться с учителями, которые неодобрительно относятся к так называемой технике «наугад». Поэтому они советуют своим ученикам не только посещать нужные факультативы, но и проходить репетиционное тестирование. Так как именно там школьник и психологически готовится к сдаче тестов, и может проверить свой уровень знаний. «На случай, если у семьи трудности с деньгами и есть возможность отправить ребёнка только на одно РТ, – советует заместитель директора первой школы, – то лучше всего пройти 3-е репетиционное тестирование, так как там задания наиболее приближены к тестам на ЦТ».

Разбиралась в ситуации Анна МАЛЬЦЕВА.

Фото автора.