Зима. Велосипед. Милиция

Глобальное потепление, о котором предупреждают нас ученые, а может что-то иное, делает свое дело. Зимы в нашей местности становятся все мягче и мягче. Если дело пойдет так и дальше, то мы скоро можем забыть о больших снегах  и сильных морозах. Но зима еще огрызается, и февраль в этом году подтвердил свое  грозно звучащее по-белорусски имя «люты».  Наш город, благодаря  современной аппаратуре метеостанции, находится на верхних позициях различных рейтингов и статистических сводок. Вот что писали  газеты «СБ Беларусь сегодня» и наша районка: «Белорусский город Славгород в Могилевской области попал в перечень мест на Земле, где за прошедшие сутки выпало самое большое количество осадков, – передает ТАСС. По сведениям Гидрометцентра России, на первых четырех строчках в списке оказались города в европейской части России — Павловский Посад (21 мм), Кострома (20 мм), Никольск (17 мм) и Спас-Деменск (16 мм). Пятое место ушло белорусскому Славгороду (15 мм)».  Как звучит! Всего каких-то трех миллиметров не хватило до третьего места! Признайтесь, вам также, как и мне, приятно услышать название своего города, даже по такому поводу? Не зря, наверное, Президент объявил 2018-й  Годом малой родины.

Велосипед всегда был доступным и самым распространенным средством передвижения как в сельской, так и в городской местностях.  У большинства  людей среднего и старшего возраста самые яркие детские воспоминания  в той или иной мере связаны с велосипедом. Мальчишки из Каменки могли втайне от взрослых легко преодолеть  десяток километров  проселочной дороги в один конец, чтобы проехать по настоящему асфальту. Именно такое покрытие было у дороги, проложенной вокруг деревни Корма-Пайки  Краснопольского района. Кольцевая асфальтовая дорога – песня! Навсегда останется в памяти чувство восторга от езды на велосипеде по хорошей дороге, когда  достаточно легкого нажатия на педали – и велосипед летит по дороге, ветер обдувает разгоряченное лицо, нет усталости в теле, и кажется, что время замедляет свой бег.

В 80-90-е годы в Славгороде существовала довольно сильная велосипедная секция. Работала детская туристическая база при районном Доме пионеров и школьников.  Велотуристы из Славгорода успешно участвовали в областных туристических слетах, были постоянными участниками звездных походов к Кургану Славы, бывали на своих велосипедах в Беловежской пуще, проехали  из Ленинграда в Славгород, осуществляли и зимние походы на лыжах и велосипедах. В короткий зимний день взрослые велотуристы проезжали по 100 км. Участники тех велопоходов сохранили яркие,  незабываемые впечатления на всю жизнь и многие остались верны велосипеду до сих пор. В последующие годы наблюдался спад интереса к велосипеду. Были лишь робкие попытки молодых учителей физкультуры повести школьников в велопоход по району — и пронесутся один раз в год юные  велосипедисты  от центра города до памятника воинам Красной Армии на дороге  Славгород- Могилев, что около д.Красная Слобода. Были еще попытки развития велотуризма в районе – это прокат велосипедов в районном центре детского и юношеского туризма, краеведения и туризма. Но центра уже нет.

Как же обстоят дела с велосипедами и велосипедистами в других странах?  В нашей стране часто при принятии какого-либо решения любят ссылаться на зарубежный опыт. Поэтому я также постараюсь рассмотреть, как же относятся к велотранспорту в капиталистических странах, близких по климату с нашей страной.

Лидером в использовании велосипеда является Голландия (Нидерланды). Даже можно сказать, что  Голландия — страна победившего велосипедизма. Не отстают и другие страны Европы. Большой популярностью пользуются велосипеды в Германии, Дании, Франции, Испании, Австрии, Финляндии.

Кстати, «исследования показывают прямую зависимость между благосостоянием населения и развитием велотранспорта. Именно успешные и хорошо зарабатывающие люди выбирают велосипед. Оно и понятно. Это, как правило, люди образованные и многого уже добившиеся в жизни. Им не нужен автомобиль для самоутверждения или попытки продемонстрировать свои финансовые возможности перед соседями и друзьями. Машина давно стала для таких людей просто средством передвижения. Следовательно, пользуются они ей только когда это действительно удобно и необходимо». Трудно поспорить с этими утверждениями, если  почти каждый день видишь подтверждение на улицах нашего города. Вереницы авто перед входом в школы, детские сады и магазины и недовольное ворчание при виде школьников, которые штурмуют городской автобус: «…не могут пройти пару километров. Мы в свое время шли в школу в любую погоду издалека и ничего, здоровыми были».

Впрочем, велосипед правил бал в Голландии далеко не всегда. Он был популярен перед Второй мировой войной, однако в 1950–60‑х годах в Европе сделало серьезный скачок машиностроение, и голландцы пересели на автомобили.

Поворотным стал 1971 год, когда в автокатастрофах погибло более 3 тыс. человек, в том числе 450 детей. Тогда по стране прокатились протесты: люди выходили на улицы с плакатами, требующими “остановить убийства детей”. Голландцы сказали нет автомобилям. Местные власти, конечно же, прислушались, оказалось, что выгодней всего использовать велосипеды. Это самый идеальный транспорт для города. Он позволяет передвигаться с такой же скоростью как автомобили, но при этом более компактный, меньше места занимает на парковках. А еще езда на велосипеде – это спорт, недаром нидерландцы могут похвастаться самой продолжительной жизнью. Откуда эти долгожители берутся? Ответ один: способствуют этому в том числе и велосипеды. Нидерландцы – самая худая нация в Европе. Это доказывает статистика: им не страшен излишний вес, у них рекордно малый процент смертности от сердечно-сосудистых заболеваний – все это связано с повышенной двигательной активностью.  При этом местная кухня не совсем полезная: нидерландцы исключительно питаются хлебом с мясом. Отсюда можно сделать вывод: двигательная активность для долголетия – возможно более полезная штука, чем пресловутые сыроедение и здоровое питание.

Сказать, что голландцы любят велосипеды, – значит не сказать ничего… Голландские велосипеды – это не просто способ передвижения, это особый стиль жизни.  На них местные жители ездят на работу, домой, за покупками, в гости, на природу. Конечно, есть среди них и автомобилисты, однако тяжело даже и представить себе, с какими трудностями этим автомобилистам каждый день приходится сталкиваться.

Большинство автомобильных дорог, внутригородских и междугородних, дублируются велосипедной дорожкой, которая зачастую проходит отдельно от основной. Крупные перекрестки оборудованы специальными светофорами или вовсе двухуровневыми развязками, где на эстакады могут заезжать исключительно велосипеды. В городах самые короткие маршруты, через центр города и жилые районы, закрыты для автомобилей.

Самая крупная стоянка велосипедов Европы “Fietsflat” построена в Амстердаме, возле Центрального вокзала. В ней оборудованы три этажа на 25000 велосипедомест.

Около 80% велосипедистов не бросают своего железного коня даже в зимние месяцы, хотя и сокращают свои поездки в среднем на 40%. Погоду европейские велосипедисты и власти  не воспринимают как помеху. Преимущества езды на велосипеде просто перевешивают неудобства при передвижении в дождь или снег. Если до работы 10-15 километров, то незачем использовать автомобиль, считают жители Берлина. «…Езда на велосипеде снимает стресс, связанный с работой, дает бесплатную фитнес-тренировку и заряжает энергией».  С этим можно согласиться и добавить, что многие из нас клятвенно давали себе слово «с понедельника начинаю делать зарядку или начинаю бегать по стадиону, ходить по вечерам, используя скандинавские палки, и т.п.». Как долго вы продержались? Неделю, месяц ? Заставить себя, когда есть силы и здоровье, очень трудно, поэтому чаще мы наблюдаем  единичные случаи исключения из этого правила. С велосипедом же все просто: необходимость  успеть  на работу, посетить знакомых, совершить покупки в нескольких магазинах  делает проезд нескольких километров делом рядовым, незаметным. К концу дня счетчик велосипеда, даже в нашем маленьком городке, может показать цифру, близкую к 20 км, а то и более.

Примеру европейских стран следуют и некоторые страны бывшего Советского союза. Популярным становится велосипед в Москве, Ленинграде. В Минске начинают уделять больше внимания нуждам велосипедистов, число которых растет. В прессе даже было сообщение о пробках на велосипедной дорожке на проспекте Победителей и в районе Немиги. Благодаря местным властям и в нашем городе появилась отличная дорожка для велосипедистов и пешеходов – вдоль улицы Калинина до лицея. Конечно, нам далеко до Голландии, мы ещё не «наелись» автомобилями и не надышались полной грудью  смогом и гарью. У нас все впереди, но если посмотреть, как стремительно наполняются улицы нашего маленького города «уставшими уже» машинами, то ждать осталось недолго.

Если вы постоянно совершаете поездки на велосипеде, то какие бы вы замысловатые маршруты ни прокладывали, добираясь до работы или в магазин,  встречи с работниками милиции вам не избежать. Это будет инспектор ГАИ, участковый или  милицейский патруль. Больших математических способностей не надо, чтобы просчитать вероятность наступления этого события в нашем небольшом городке. Вы не в Голландии и даже не Москве или Минске, поэтому перед поездкой на велосипеде очень внимательно прочитайте Правила дорожного движения, желательно выучить наизусть основные положения, которые касаются езды на велосипеде.

Вынужденное общение с работниками милиции в течении нескольких дней побудило написать данную статью и высказать свое мнение о проблеме «зимних велосипедистов» и их взаимоотношениях  с милицией, которая служит «закону, народу, Отчизне». Хочется отметить возросший профессионализм работников милиции за последние годы, в особенности ГАИ, так как с ними больше всего приходилось общаться.  Они уже не позволяют себе что-то прокричать через окно служебного автомобиля одинокому велосипедисту или продемонстрировать свое незнание Правил дорожного движения. Все реже бывают  ситуации,  когда слова «…одна снежинка – еще не снег…» не убедят работника милиции в вашей правоте, и вы попадете на целый год в базу лиц, совершивших административное правонарушение. Работник милиции постоянно находится в контакте с  разными людьми, и  здесь, естественно, возможны конфликтные ситуации и даже ошибки  в силу различных причин — «так звезды сошлись». Здесь  есть над  чем работать, и хорошо, что это признается ответственными работниками, но пока «как есть, так есть».

Позволю себе напомнить читателям-велосипедистам, что Правила дорожного движения не запрещают движение на велосипедах в зимний период, о чем почему-то  умалчивают работники милиции, даже выступая на страницах районной газеты. Они уделяют особое внимание пунктам Правил, где говорится о том, что запрещено велосипедистам и какой штраф им грозит в случае нарушения. Это их право. Они заботятся о нашем здоровье и жизни. Но самом деле цифры статистики о происшествиях на дорогах нашей страны производят гнетущее впечатление. За 10 месяцев 2017 года на дорогах Беларуси погибли 334 человека. Каждый день – одна жертва. Начало этого года не стало исключением, поэтому соблюдение Правил дорожного движения – это сохранение своей жизни, что должен понимать каждый участник движения. Доступные и толковые рекомендации по езде зимой на велосипеде размещены на сайте УВД  Могилевского облисполкома в статье «Езда на велосипеде зимой». http://uvd.mogilev.by/news/ezda-na-velosipede-zimoy

Основные требования все те же: движение на велосипеде зимой должно осуществляться по велосипедной дорожке, а при ее отсутствии — по обочине, тротуару или пешеходной дорожке. При отсутствии указанных элементов дороги или невозможности движения по ним допускается движение велосипедистов по проезжей части дороги в один ряд по ходу движения транспорта не далее 1 метра от её правого края. Запрещено двигаться по дороге в условиях снегопада и (или) гололедицы!

Еще одной особенностью езды на велосипеде зимой – это частое движение в условиях сумерек или рано наступающей темноты. Правила требуют: при движении по дороге на велосипеде или мопеде должны быть включены: спереди — фара (фонарь), излучающая белый свет, сзади – фонарь, излучающий красный свет.

Несколько необычно звучит требование о включении фар на велосипеде с белым и красным светом. Велосипеды продаются в магазинах нашей страны только с отражающими элементами и звонком и признаются технически исправными. Найти в продаже велофару или фонарь красного цвета почти невозможно. Почему бы не потребовать от производителей комплектовать велосипед в соответствии с действующими Правилами дорожного движения, а не перекладывать  заботу о велосипедистах на плечи  наших «китайских братьев».

Подводя итог, можно сказать: тем, кто решил ездить на велосипеде зимой в нашем городе – ездить можно, но только по  тротуару,  даже в снегопад или гололед. Нежелание прочитать и запомнить несколько пунктов  Правил дорожного движения – это не повод отказаться от  езды на велосипеде зимой. Поверьте мне, велосипедисту с более чем 30–летним стажем.

Александр ХАЛЕЕВ.