«От сердца – к сердцу…»

«Есть такая притча. Приходит один голодный человек к берегу реки. Видит: сидят на нём два рыбака. Просит он их накормить его. Первый рыбак отдал ему весь свой улов, а второй – только свою удочку. Вот и в обучении детей также. В любой ситуации каждый вправе сам решать, что выбирать»,  – рассказывает учительница начальных классов первой городской школы Людмила Баранова.

Людмила Михайловна уже более 40 лет работает в системе образования и дарит детям свои безграничные любовь и теплоту. Она учит своих ребят самостоятельности, мягко готовит их ко взрослой жизни и её всевозможным трудностям. Дети на уроках учатся самостоятельно организовывать свою деятельность, находить необходимые знания, анализировать их и применять на практике.

Заместитель директора по учебной работе Лариса Кохан считает, что опыт, который ребята получают, занимаясь с таким педагогом, как Людмила Баранова, – незаменим и формирует мировосприятие учеников.

Сама же Людмила Михайловна родом из д. Глушевичи Брагинского района Гомельской области, что находится неподалёку от места чернобыльской катастрофы. Кроме неё в семье было ещё трое детей – сестра и 2 брата. Людмила была самой младшей. «Родители у меня – настоящие труженики. Мать работала  полеводом, а отец  –  шофёром, – вспоминает моя собеседница. – Тогда у нас было очень большое хозяйство: 3 коровы, 40 кур и другая живность. Соответственно, забот было тоже много».

Однако, несмотря на все заботы, Людмила с самого детства знала, с какой деятельностью хочет связать свою жизнь. Она мечтала стать учительницей. «Да, у меня с детства был к обучению интерес. Я очень любила играть в «школу» с детьми. И так сложилось, что в моём окружении всегда были дети возрастом помладше. Я с удовольствием учила своих друзей читать и писать», – вспоминает Людмила Баранова.

После успешного окончания школы она получила образование в Лоевском педагогическом колледже и по распределению приехала работать в Славгородский район.

В 1985 году Людмила Михайловна получила высшее образование в Могилевском государственном, тогда педагогическом,  институте. С того момента она работала воспитателем и учителем школы-интерната для детей-сирот (в 1979 – 1991 гг.).  После в течение 13 лет  учила деток в начальных классах второй городской школы. На вопрос: отличались ли дети тех времён от современных, Людмила Михайловна отвечает так: «Я думаю, что дети – есть дети. И в то время были такие же, как и сегодня. Только технологий тогда современных не было. Во второй школе у меня также были замечательные ученики. С ними мы и сегодня иногда собираемся вместе».

В июле 2004 года Людмила Михайловна занимала должность директора первой городской школы. С августа 2010 г. и по сегодняшний день она работает учителем начальных классов.

«Мое педагогическое кредо – учить детей учиться. – Признается героиня статьи. – На мой взгляд, каждый учитель начальной школы возлагает на себя огромную ответственность, а именно: помочь маленькому ребенку построить фундамент для обучения, роста и развития. Крепость данного фундамента – это залог успешности ребенка в жизни, как творческой личности, так и его индивидуальности».

Сама женщина отзывается о своей работе так: «Это моё любимое дело. Я каждое утро просыпаюсь с радостью от того, что сейчас пойду на работу. И домой прихожу счастливая от встречи с любимыми людьми».

О любимых людях, кстати, Людмила Баранова также отзывается с нескрываемой радостью. Они с мужем вырастили двоих замечательных сыновей, которые сегодня живут и работают в Минске. Старший закончил академию МВД, а второй сын с успехом отучился в БГУИР. «Я очень благодарна за всё, что у меня есть. Мои любимые дети приезжают в гости, относятся всегда с уважением.», – поделилась моя собеседница.

Глубокие размышления, багаж опыта, осмысленность каждого поступка – вот залог учителя с большой буквы, которому не страшно доверить своего ребёнка.  Ведь дети очень восприимчивы к окружающему их миру.  Важно, чтобы педагог в совершенстве владел теорией и методикой преподавания. Именно таким педагогом и является Людмила Михайловна.

Зайдя в её класс, вы всегда увидите прилежных, активных, счастливых ребят. Они не «творят» беспорядки на переменах, не пререкаются с учительницей. И хотят, именно хотят(!) учиться и познавать всё новое. На её уроках всегда царит атмосфера доброжелательности, взаимопомощи, доверительности. Учитель постоянно на занятиях создает ситуации успеха.

Любовь к знаниям и прилежность опытный учитель прививает детям с первого класса. Секретом Людмилы Михайловны в успешном преподавании, конечно же, является особое, мудрое и сердечное отношение к своим ученикам.

«Ребёнок – это уникальный, неповторимый мир детства. И именно учитель начальных классов не может быть только учителем, преподающим учебные предметы. Он должен быть хранителем детства, помощником ребенку в становлении его возможностей, способностей. И в этом смысле учитель начальных классов – прежде всего Педагог, – считает Людмила Баранова. – Уверена, что многое светлое и радостное за период учёбы в начальной школе останется у ребят на всю жизнь. Какой гордостью и трепетом светятся глаза первоклашек, когда они идут в школу. И как важно всем нам, педагогам и родителям, поддерживать этот огонь все годы обучения ребенка. Мы должны помнить, что, несмотря на то, что ребёнок, младший школьник, – он уже личность».

У нашей героини всегда получается хорошо вести любой урок, будь то урок русского языка или математики, белорусского языка или физической культуры и здоровья. «На уроках моей коллеги не бывает потери времени, – рассказывает Лариса Кохан. –  Всегда её дети получают самые важные знания с помощью умелой постановки вопросов, учебных задач, занимательных дидактических игр и создания проблемных ситуаций. Детям на таких уроках никогда не бывает скучно».

Педагог неоднократно награждалась грамотами за свою успешную деятельность, среди которых были:  Почетная грамота Министерства образования Республики Беларусь в 1999 году, Почетная грамоту РОО  в  2006 году, Грамота  районного исполнительного комитета в 2007 году и другие.

Людмила Михайловна стремится воспитывать в детях лучшие человеческие качества: любовь к своей стране, трудолюбие, честность и правдивость, бережное отношение к природе. «Детей я принимаю такими, какие они есть. Стараюсь помочь им, если вижу какие-то недочёты, – делится опытом педагог. – Ведь я понимаю, что все они из разных семей. А именно в семье до 6 лет закладывается самый первый фундамент личности ребёнка. И к нам в школу дети приходят уже с определённым багажом. Я стараюсь в первую очередь научить своих малышей добру и пониманию».

По словам Людмилы Барановой, главной задачей учителя является создание условий для самореализации ребёнка и  раскрытия его индивидуальности и внутреннего мира.

…Вот слушаю мудрые речи Людмилы Михайловны и невольно вспоминаю своё детство. Хочется, чтобы всех деток так учили, как она своих младшеклассников… Вывод один – очень повезло тем ребятам, которым посчастливилось учиться у мастера своего дела, замечательного Педагога и просто прекрасной женщины Людмилы Барановой!

Анна МАЛЬЦЕВА.