Есть нюансы

 

Продолжаем наш разговор с начальником оГАИ Александром ЖАРТУНОМ.

– Александр Николаевич, в скором времени, хочется уже надеяться, весна к нам придет: потеплеет, снег растает, подсохнет. Любители езды на скутерах, мопедах выедут на улицы. Напомните, пожалуйста, правила этим участникам дорожного движения.

– Движение на мопеде должно осуществляться по обочине или проезжей части дороги не далее 1 метра от правого края проезжей части. При этом выезд далее 1 метра от ее правого края допускается лишь для объезда препятствия  и в разрешенных случаях для поворота налево или разворота.

Водитель мопеда может двигаться по обочине при отсутствии там движе­ния пешеходов и (или) гужевых транспортных средств. При наличии на обочине пешеходов (гужевых транспортных средств, верхо­вых животных) приоритет в движении принадлежит пешеходам. При интенсивном движении по обочине пешеходов, гужевых транспортных средств, велосипедистов водитель мопеда может выехать на проезжую часть не далее 1 м от правого края проезжей части. Движение на мопеде осуществляется попутно движению транс­портных средств. Таким образом, создаются безопасные условия для других уча­стников дорожного движения.

Выезд мопеда далее 1 м от правого края проезжей части дороги для объез­да препятствия правомочен, если нет иной возможности объехать его справа.

Велосипедисту и водителю мопеда необходимо знать, что  запрещается:

— использовать технически неисправные велосипеды и мопеды, а также оборудован­ные с нарушением требований технических нормативных правовых актов.

Наличие исправных тормозов, рулевого управления и звукового сигнала обя­зательно независимо от условий и места движения велосипеда или мопеда. Наличие на велосипеде и мопеде включенных фонарей освещения при движении по дорогам в темное время суток и в условиях недостаточной види­мости дороги обязательно. При отсутствии таковых или их неисправности движе­ние на велосипеде и мопеде в соответствии с пунктом 149 Правил в темное время суток и в условиях недостаточной видимости дороги запрещено;

— двигаться, не держась за руль и (или) не держа ноги на педалях (подножках).

Педали велосипеда и некоторых мопедов конструктивно выполняют и функ­цию тормоза, а руль является активным средством управления, обеспечения ус­тойчивости в движении, поэтому движение со снятыми с руля руками, а с педалей ногами порождает опасность потери контроля над управлением указанными транс­портными средствами, что может привести к падению и травмированию велосипе­диста или ДТП;

— двигаться по дороге в условиях снегопада и (или) гололедицы.

Велосипед как одноколейное транспортное средство очень неустойчив, а при движении на велосипеде в условиях снегопада и (или) гололедицы на дороге веро­ятность его падения на скользком дорожном покрытии резко возрастает. С целью обеспечения безопасности дорожного движения в условиях снегопада и (или) голо­ледицы водитель мопеда, велосипедист должны сойти.

В то же время велосипедист может двигаться по велосипедным и пешеход­ным дорожкам, если они расположены вне дороги.

– Как же быть с пассажирами? Ведь нередко можно видеть таковых на рамах и багажниках тех же велосипедов.

– Перевозить пассажиров запрещается. За исключением детей в возрасте до семи лет на дополни­тельном специально оборудованном сиденье.

Мопед и велосипед являются одноколейными транспортными средствами ин­дивидуального пользования, они не приспособлены для перевозки пассажиров. При перевозке пассажиров на велосипеде или мопеде вследствие дополнительной нагрузки значительно нарушается их устойчивость во время движения и затруд­няется управление ими. Как исключение разрешается перевозить на велосипеде и мопеде детей в возрасте до семи лет на дополнительном специально оборудо­ванном сиденье. Для удобства расположения ребенка в комплект оборудования такого сиденья входят подножки, которые должны быть надежно закреплены.

Также запрещается перевозить грузы, которые выступают более чем на 0,5 метра по длине или ширине за габариты транспортного средства, а также грузы, мешающие управлению этим транспортным средством.

Мопед и велосипед конструктивно не приспособлены для перевозки значимо­го по весу или (и) габариту груза. При наличии груза (дополнительной нагрузки) нарушается устойчивость велосипеда (мопеда) во время движения и затрудняется управление им.

Груз или предметы, которые выступают на расстояние более чем на 0,5 м по длине или ширине за габариты транспортного средства, а также грузы, мешающие управлению велосипедом или мопедом, представляют серьезную угрозу безопас­ности дорожного движения в первую очередь для самих водителей этих транспор­тных средств, а также других участников дорожного движения.

Правила не запрещают в то же время перевозить грузы на велосипеде, если велосипедист ведет его в руках.

– Возрастной ценз имеется на право управления?

– Запрещается без сопровождения совершеннолетнего лица управлять на дороге лицам моложе:

— четырнадцати лет велосипедом (кроме пешеходных и жилых зон, тротуаров, вело­сипедных и пешеходных дорожек);

— шестнадцати лет мопедом (кроме пешеходных и жилых зон).

Введение нижней границы возраста для водителей мопедов и велосипедистов обусловлено необходимостью достижения ими определенного уровня физическо­го и психофизиологического развития, который позволяет усвоить и соблюдать условия безопасности движения по дороге на велосипеде или мопеде, а также правильно и своевременно реагировать на дорожно-транспортную ситуацию в случае возникновения опасности для движения или препятствия для дорожного движения:

— водителю мопеда запрещается ездить по тротуарам, велосипедным и пешеходным дорожкам, дорожкам для всадников;

— запрещается буксировка велосипеда и велосипедом, за исключением велосипедного прицепа промышленного производства.

Велосипед должен иметь исправные тормозную систему, рулевое управление и зву­ковой сигнал, быть оборудован зеркалом заднего вида, спереди – световозвращателем белого цвета, сзади – световозвращателем (световозвращателями) красного цвета, а с каждой боко­вой стороны – световозвращателями оранжевого цвета.

Гужевое транспортное средство должно быть оборудовано спереди световозвращателями белого цвета, сзади – красного, иметь предусмотренные конструкцией исправное стояночное тормозное устройство и противооткатные упоры.

– Благодарим за разъяснения. Уверен, мы смогли многим помочь разобраться в тонкостях ПДД. Что поможет сделать участие в дорожном движении максимально безопасным.

– Будем надеяться. Спасибо за внимание к этому наиважнейшему вопросу – безопасности на дороге.

Провел Владимир РЫЖЕНКОВ.

Фото автора.