Меню
Категории
«ОЧЕВИДНА НЕОБХОДИМОСТЬ УСИЛЕНИЯ БОРЬБЫ…»
12.12.2018 Актуально


 

На заседании Могилевского облисполкома на минувшей неделе рассмотрели меры по борьбе с коррупцией в органах местного управления. Несмотря на внеочередной статус, оно носило плановый характер: подобные мероприятия проходят во всех регионах страны.

В заседании приняли участие: глава Администрации Президента Наталья Кочанова, генеральный прокурор Республики Беларусь Александр Конюк, председатель КГБ Валерий Вакульчик.

В ходе заседания были даны оценки криминогенной ситуации и результативности принимаемых мер по борьбе с коррупцией, принято решение по повышению эффективности этой работы. Руководители местных исполнительных и распорядительных органов получили ряд организационных поручений.

Инструктивное  совещание в Славгороде также было проведено на минувшей неделе, и участие в нем приняли: глава района Константин Жигуцкий, прокурор района Денис Иваньков, начальник РОВД Виктор Тамкович, заместители председателя райисполкома, начальники его отделов, управлений.

«Борьба с коррупцией является одним из важнейших приоритетов политики нашего государства. Концепция национальной безопасности Республики Беларусь признаёт коррупцию одной из угроз национальной безопасности и нацеливает все субъекты власти и гражданского общества на эффективное противодействие этому явлению», – сказал Константин Александрович, открывая работу совещания.

«Несмотря на принимаемые меры, очевидна необходимость дальнейшего усиления борьбы с коррупцией», – отметил он.

Прокурор района также выступил перед участниками инструктивного совещания. Он озвучил статистические данные по состоянию борьбы с коррупцией в Могилевской области в целом и районе в частности.

Настораживает динамика коррупционной преступности: за 3 года количество таких деяний в области выросло в полтора раза.

Наибольшее количество лиц, совершивших коррупционные преступления в текущем году, работало в сферах сельского хозяйства, промышленности, строительства, здравоохранения, ЖКХ и торговли.

Наиболее опасным видом коррупционных преступлений является получение взятки. Наблюдается рост количества таких преступлений уже на протяжении 4-х лет.

Совершаемые преступления связаны с лоббированием интересов коммерческих структур при осуществлении закупок, решением вопросов об оплате выполненных работ, поставки продукции, выдачи разрешительных документов.

Сфера закупок товаров характеризуется повышенным риском проявления коррупционных схем, выявляются факты оказания незаконного предпочтения при выборе победителя, организация закупок товаров у аффилированных лиц.

Выявляются факты, когда товары приобретаются у посреднических структур по завышенным ценам.

Например, многоэпизодное уголовное дело в отношении должностных лиц системы ЖКХ как нашей области, так и других регионов республики по факту получения взяток и превышения служебных полномочий, связанных с оказанием предпочтения в выборе поставщика насосного оборудования, закупавшегося по завышенной стоимости у субъектов хозяйствования, подконтрольных двум жителям г.Минска.

Основной причиной данного вида преступлений является, безусловно, корысть. Длительность преступной деятельности обвиняемых по ряду уголовных дел указывает на ненадлежащий контроль за деятельностью должностных лиц, безразличие, низкий уровень правосознания окружающих.

Как прозвучало в ходе совещания, в сфере сельского хозяйства продолжают иметь место коррупционные проявления.

Прокуратурой района проанализировано исполнение антикоррупционного законодательства в организациях агропромышленного комплекса района, эффективность принимаемых мер по предупреждению коррупционных правонарушений, а также состояние законности в данной сфере правоотношений.

Как установлено, данная работа проводится на недостаточном уровне, о чем свидетельствуют выявленные правоохранительными и контролирующими органами нарушения коррупционной направленности.

Так, в ходе надзорной деятельности прокуратурой района установлено, что в КСУП «Зарянский», ОАО «Железинский АГРО», ОАО «Зимница», ОАО «Леснянский Агро», ОАО «Славгородрайагропромтехника» ряд руководящих работников, являющиеся государственными должностными лицами, с  ограничениями, установленными ст.ст. 17-20 Закона Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» не ознакомлены, соответствующие обязательства ими не подписаны.

Ввиду ненадлежащей организации работы по профилактике нарушений коррупционной направленности, просчетов в кадровой политике, а также недостаточного уровня ведомственного контроля имеют место многочисленные факты противоправных действий работников и должностных лиц сельскохозяйственных организаций, которые в том числе достоверно подтверждены принятыми процессуальными решениями правоохранительных органов, – отметил Денис Валерьевич.

Ст. 427 «Служебный подлог» хоть и не является коррупционным преступлением, однако совершается должностным лицом с использованием и нарушением своих должностных обязанностей, против интересов службы с причинением существенного вреда интересам организации и государства.

В 2018 году при проведении обследования состояния первичного учета сельскохозяйственных организаций района установлены факты нарушений, которые создают условия для злоупотреблений должностными лицами при распоряжении товарно-материальными ценностями предприятий, совершению противоправных действий коррупционной направленности.

Так, во всех сельскохозяйственных организациях установлены нарушения при использовании служебных транспортных средств (не утверждались нормы расхода топлива, не снимались показания спидометра, не заполнялись путевые листы и др.).

Установлены многочисленные нарушения и недостатки ведения финансово-хозяйственной отчетности в животноводческой сфере сельскохозяйственных организаций Славгородского района.

Имеющиеся нарушения порядка осуществления финансово-хозяйственной деятельности, ведения бухгалтерского учета и отчетности свидетельствуют об игнорировании должностными и ответственными лицами сельскохозяйственных организаций положений законодательства.

Изложенное также свидетельствует и об отсутствии должного ведомственного контроля со стороны управления по сельскому хозяйству и продовольствию райисполкома за эффективным расходованием имуществом организаций.

Такое положение дел не отвечает интересам государственной политики в сфере борьбы с коррупцией, свидетельствует также о ненадлежащем исполнении Закона Республики Беларусь от 04.01.2014 г. № 122-3 «Об основах деятельности по профилактике правонарушений», содержащего ряд требований, предъявляемых к государственным органам и организациям по профилактике коррупции, – подчеркнул прокурор района.

В текущем году в области возбуждено 37 уголовных дел по служебным подлогам, в отношении должностных лиц сельскохозяйственных организаций, которые, с целью сокрытия от учета фактов массового падежа молодняка КРС, при ежемесячном составлении отчета о движении скота и птицы вносили заведомо ложные сведения и записи в официальные документы.

К примеру, прокуратурой Славгородского района в ходе надзорной деятельности в одной из сельскохозяйственных организаций установлены факты внесения заведомо ложных сведений в официальные документы с целью сокрытия имевшего место падежа крупного рогатого скота.

Виновное должностное лицо привлечено к уголовной ответственности, и с учетом полного признания вины, раскаяния ему назначено наказание в виде исправительных работ сроком на 1 год.

Следует отметить, что максимальное наказание за совершение служебного подлога предусмотрено в виде лишения свободы сроком до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Такого рода преступления вызваны желанием скрыть собственную некомпетентность, недостатки и упущения в работе, в том числе с отсутствием кормов, ветеринарных препаратов и соответствующего лечения. Это негативно сказывается на экономическом состоянии конкретного хозяйства и отрасли в целом, искажает объективное положение дел, не позволяет принимать верные решения для эффективного развития данной сферы.

Глава района Константин Жигуцкий в ходе совещания также подчеркнул: «Возбуждение уголовных дел, привлечение виновных к административной, дисциплинарной ответственности, конечно, является важным элементом неотвратимости наказания, однако предупреждение коррупции, ее разнообразных проявлений должно обеспечиваться на более ранней стадии – до совершения конкретных коррупционных правонарушений и наступления негативных последствий. Выполнению этой задачи должна способствовать и работа комиссий по противодействию коррупции.  Требуется больше внимания уделять предупреждению коррупционных рисков, в том числе при реализации государственных программ, осуществляемых государственных закупках».

– Борьба с коррупцией является обязанностью руководителей любого уровня. Именно руководитель должен обеспечивать принятие эффективного комплекса мер по противодействию коррупции. Не просто для галочки создать соответствующую комиссию, а организовать ее работу с учетом специфики предприятия и трудового коллектива. Именно он должен обеспечивать единые для всех правила осуществления деятельности в курируемой отрасли и прозрачность в работе подчиненных должностных лиц, – резюмировал Денис Валерьевич.

Начальник РОВД в своем выступлении отметил, что принимаемые отделом меры способствовали поддержанию в районе общественного порядка и безопасности граждан.

Сотрудниками РОВД на постоянной основе проводятся оперативно-розыскные и иные мероприятия, направленные на выявление экономических преступлений, в том числе коррупционной направленности.

В сфере агропромышленного комплекса принимаются меры, направленные на выявление и пресечение фактов несоответствия отраженных сведений в имеющейся документации, искажения государственной статистической отчетности по производству продукции растениеводства и животноводства. Осуществляется контроль над строительством и модернизацией объектов, расположенных на территории района, проводится фактическое обследование состояния данных объектов с целью предупреждения и выявления причиненного вреда путем необоснованного увеличения стоимости строительно-монтажных работ, а также подписания должностными лицами подрядных (строительных) организаций, сельскохозяйственных организаций, УКСами актов сдачи-приемки выполненных работ при их фактическом не выполнении или выполнении не в полном объеме.

За прошедший период 2018 года сотрудником группы БЭП РОВД выявлено 12 преступлений по линии борьбы с экономическими преступлениями, два из которых относятся законодательством к категории тяжких, в том числе коррупционных: ч.3 ст. 424 – 1 «Злоупотребление властью или служебными полномочиями», ч.4 ст.210 – 1 «Хищение путем злоупотребления служебными полномочиями».

За аналогичный период 2017 года по линии борьбы с экономическими преступлениями было выявлено 6 преступлений (ч.2 ст. 205 – 2, ч.1 ст. 210 – 1, ч.3 ст. 210 – 1, ч.2 ст. 424 – 1, ч.1 ст. 427 – 1 УК Республики Беларусь, одно из которых относится к категории тяжких, а три – коррупционных: ч.1 ст. 210 – 1 и ч.3 ст. 210 – 1 «Хищение путем злоупотребления служебными полномочиями»; ч.2 ст. 424 – 1 «Злоупотребление властью или служебными полномочиями»).

«Борьба с коррупционными проявлениями была и остается одним из приоритетных направлений в ежедневной работе отдела. И совместная слаженная профилактическая работа, взаимопонимание и отсутствие формализма в подходах к решению их – залог успеха», – подчеркнул Виктор Иванович.

Владимир РЫЖЕНКОВ.

Фото автора.


Комментарии закрыты
*