ДРЕВНЕСЛАВЯНСКИЕ ОБЫЧАИ


 

В 1855 году в Санкт-Петербурге была издана книга, составленная генерал-майором Михаилом Без-Корниловичем. Автор собрал в своей книге многочисленные исторические сведения о примечательных местах Беларуси тех времен, а также другие интересные факты об обычаях и традициях белорусских крестьян. Интересно описаны в этой книге колядные обряды и гуляния наших предков, которые мы хотим предложить вниманию наших читателей в эти праздничные дни. Хотелось бы обратить внимание, что книга написана на литературном языке 1855 года, но для вашего удобства мы перевели некоторые фрагменты на современный русский язык, оставив при этом некоторые обороты речи и слова того времени, чтобы сохранить определенный колорит.
«Гадание или ворожба прежде было преследуемо как суеверие: в христианстве оно удержалось под видом забавы, правом давности и силою привычки. В Белоруссии настоящею Колядою почитаются только три дня: 24 декабря, 31 декабря и 5-го января. Кутья перед Рождеством (или 1-я кутья) и кутья пред Крещением (или 3-я кутья) называются постными Колядами; бывающую на канун Нового года называют 2-ю кутьею или толстою Колядою. В эти три дня каждая хозяйка с полудня начинает варить крупень, печь блины, готовить кутью. Потом поочередно все идут в баню. Вечером, с первою показавшеюся звездою на небе, вся семья садится за стол устланный сеном и покрытый белою скатертью. Когда хозяйка поставит на стол горшок с кутьею, в то время хозяин отворяет окно и, высунувшись из него, приглашает мороз к себе на кутью, говоря: «Мороз! Мороз! Иди кутью есть, летом не бывай, по межам не ходи, под колодой лежи, а яровых не губи». После ужина из-под скатерти вытягивают несколько сенных стебельков и по ним судят об урожае льна: если вытянутся длинные стебельки, то и лен родится длинный. После собрания сена на столе остаются семена: если между ними более черных семян – это знак, что будет урожай на гречиху. Если же более желтых семян, то лучше родится яровой хлеб. Во все три дня коляды кутья и блины играют важную роль: по ним гадают.
Вечером, на улице, при корчме или избе, народ веселится и пляшет до устали. На игрище всех почетнее бывает музыкант: подхватив его под руки, ведут в избу, сажают в углу под образами, потчуют всем, что есть у хозяйки. За это всю ночь он обязан играть для потехи деревенских красавиц и молодых парней. Любимейшею забавою всех крестьян есть Щедрец, или наряжанье в маски, что происходит следующим образом: на канун нового года собирается несколько молодых парней, между ними есть свои вожатые, музыканты, запевалы и припевалы. Главную роль между ними играет тот, кого назначают быть Щедрецом. Для этого обыкновенно избирают высокого, дородного крестьянина, одевают его стариком, в платье увешанное колокольчиками, цветными лоскутами или такими же тесемками и шнурками, на голову накладывают парик из льна или конопли с распущенными по плечам длинными космами наподобие волос. Сверх парика надевают шапку из блестящей бумаги, лицо закрывают маскою с красными щеками и уродливым носом, на спине из подушки делают горб. Другого парня наряжают медведем, лошадью, козою или журавлем. Нарядивши обоих, вся пестрая разнообразная ватага молодых людей с музыкою, песнями и посвистыванием с сумерек начинает расхаживать по деревне, и при каждом доме останавливается. Главный Щедрец входит в избу, где у хозяина просит позволения пощедровать. Тем временем наряженные вместе с любопытными стоя перед избою, поют песни. Если хозяин позволит щедровать, тогда Щедрец со всеми входит в избу, ставит разряженных у дверей, сам с козою или медведем, выступив на средину избы, сперва раскланиваются на все стороны, потом начинают плясать. После танцев всем щедрующим раздают блины, колбасы, сыр и прочее, уложив это в торбы. После гости прощаются с хозяином и отправляются дальше. Таким образом, обойдя всех, и разделив набранную провизию поровну между собою, расходятся по домам».
Как видим, белорусская народная культура соединила в себе язычество и христианство, сохранив уникальные обычаи и ритуалы. А самые почитаемые праздники – древнеславянские Коляды и христианское Рождество Христово мы отмечаем до сих пор. Через века главными героями новогодних гуляний остаются ряженые, девушки гадают на суженых, а столы украшают специальные яства.

По материалам районного историко-
краеведческого музея подготовила
Оксана НЕМЦОВА.