Свободой и мирным небом над головой мы обязаны людям, которые, не жалея своей жизни, подарили нам право чувствовать себя независимо на родной земле. Беспримерный подвиг ветеранов навсегда увековечен на страницах истории Беларуси. И, конечно же, ветераны Великой Отечественной войны являются главными героями парада в Минске в День Независимости Республики Беларусь. В этом году на главном празднике страны среди почетных гостей побывал и наш земляк – Григорий БЕРДНИКОВ.
Ему не было и двадцати лет, когда он попал на фронт, однако все испытания той страшной войны он перенес по-мужски достойно.

16-летнему Грише Бердникову вскоре после школьных наук пришлось постигать и жизненные. Нужно было заменять взрослых, научиться управлять трактором, чтобы выполнять разные сельхозработы, ведь мужчины были призваны на войну. В ноябре 1942 года ему исполнилось 17 лет, и его вызвали в военкомат, где он наспех прошел военную подготовку. Уже 1 декабря Григория призвали на фронт и отправили в Челябинскую область. Там он получил первый урок мужества и героизма советского солдата. На пересыльный пункт из госпиталей стали прибывать солдаты, имеющие ранения легкой степени тяжести. Они рвались на передовую, чтобы защищать свою Родину.
— Некоторые даже с одной правой рукой просились, — вспоминает Григорий Фёдорович. – Вместе с ними ушел и я на Карельский фронт, приписав свою фамилию в список красноармейцев, убывающих воинским эшелоном в район передовой.

На пересыльном пункте в Кандалакше Григорий определился с фронтовой профессией и стал связистом, был направлен в 566-ой минометный полк. После непродолжительного курса был брошен на боевые позиции.
Однажды на границе позиции оборвалась линия связи. Поступил приказ срочно ее восстановить. Григорий взвалил аппарат на плечи и побежал. Обнаружив обрыв, стал искать второй кусок провода. Опрометчиво шагнул к дереву и попал в ловушку – запутался ногой в проводе. Только провод был не телефонный. Это Григорий понял сразу, когда поднял голову и увидел, что на дереве висит противопехотная мина. Но в тот день судьба была к нему благосклонна — удалось вырваться из цепких лап смерти, после чего он смог справиться с волнением и, восстановив связь, благополучно вернулся обратно.

Так, с радиостанцией за плечами, обеспечивая связь своего полка, дошел Григорий до финской границы, а оттуда, вместе с другими, эшелонами был отправлен на Харьков.
Позже часть Бердникова направили в распоряжение маршала Рокоссовского. Одну операцию в Кёнигсберге в деталях он вспоминает и сегодня.
— Вместе с шестью разведчиками нам предстояло участвовать в освобождении женского лагеря. Наша задача была обезвредить охрану, а непосредственно мне необходимо было обеспечить связь, чтобы сообщить о завершении операции. На рассвете мы отправились на задание. Устранили часовых, о чем тут же просигналили в штаб. У ворот лагеря нас вместе с изможденными женщинами встречали медсанбат и полевая кухня.

После Кёнигсберга солдатская дорога Григория Фёдоровича пролегала по Балтийскому берегу – Латвия, Литва, Польша. Потом была Висла-Одерская операция и первая боевая награда молодого солдата – орден Красной Звезды. А дело было так. Медсестра получила ранение, и только Григорий Фёдорович вместе с другим солдатом привели раненую в землянку, как туда вбежал солдат и крикнул: «Хлопцы, помогите скорей «катюшу» зарядить! Весь наш расчет перебило. Я один остался и не могу поднять снаряды!..» Помогли. На возвышенности стояла церковь, где был наблюдательный пункт немцев. Они и были мишенью стрелка, ведь пехота не могла подняться из окопов. Несколько прицельных ударов и снаряды достигли цели. С криками «Ура!» рванула пехота.

Судьба щадила Григория Фёдоровича. Были, конечно, мелкие ранения, но о них он долгое время даже не вспоминал, пока с годами они не стали напоминать о себе. А однажды родные получили на него похоронку.
— Это было в Польше, — вспоминает ветеран. – Попали мы как-то в окружение, но, слава богу, сумели выбраться, только попал я в другую часть. Мои однополчане, конечно же, подумали, что я погиб, потому и отправили похоронку домой. Я потом написал матери и родным, что, мол, жив и здоров. Но они сначала не поверили, решили, что это мой друг им пишет. Тогда в следующем своем письме я перечислил всех родственников. Бывает и такое. А когда уже приехал в отпуск домой, то мать показала мне ту злосчастную похоронку и сказала: «А я все равно не верила, что ты погиб и ждала тебя, сынок!».

Польшу, Восточную Пруссию, Германию прошагал Григорий Фёдорович. Вот, наконец, и поверженный Берлин. Какие чувства тогда он испытывал? Наверное, как и многие – ненависть за миллионы безвинных жертв. Только та была к фашизму. Помнит Григорий Фёдорович и свой случайный разговор с немецким солдатом, когда между ними уже не стоял вопрос: кто кого? Тогда-то и понял он, что антигуманная идея Гитлера создать идеальную нацию путем уничтожения миллионов людей была чужда немецкому народу. Просто никто не хотел умирать…

Среди правительственных наград Бердникова — орден Красной Звезды, орден Отечественной войны ІІ степени, медали: «За боевые заслуги», «За отвагу», «За взятие Кёнигсберга», «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», «За оборону советского Заполярья». Также он имеет личные благодарности, объявленные Верховным Главнокомандующим Маршалом Советского Союза И. В. Сталиным, Главнокомандующим группой оккупационных войск в Германии генерал-армии В. Чуйковым.
До 1953 года Григорий Фёдорович продолжал служить в Германии. Вернувшись в Советский Союз, отказался от предложения поехать служить в Мурманск или на Чукотку. Уволился в запас и выбрал Белоруссию. Отсюда родом была его возлюбленная, уроженка Славгородчины, Антонина Старовойтова. Забрал жену из Гродненской области, куда молодая учительница была направлена по распределению, и привез на ее родину. Вместе они учительствовали. Антонина Павловна трудилась учителем начальных классов и добилась в своей профессии признания на самом высоком уровне. В 1972 году за многолетний добросовестный труд указом Президиума Верховного Совета Белорусской ССР ей было присвоено почетное звание «Заслуженный учитель БССР». Григорий Фёдорович преподавал физкультуру и военное дело. Но со временем сменил работу и продолжительное время, до выхода на пенсию, трудился на свинокомплексе в Свенске.

Григорий Фёдорович, достойно и до конца пройдя тяжелый путь советского воина, является примером для своих детей, внуков и правнуков. Его сын, Олег, тоже стал военным. Сейчас находится на заслуженном отдыхе в звании полковника. Внук Максим является военнослужащим Вооруженных Сил Республики Беларусь и достойно продолжает летопись семейной династии Бердниковых. Правнук Михаил еще совсем маленький, но уже проявляет интерес к военному делу. Внук Павел в настоящее время является одним из солистов известной в мире арт – группы «Хор Турецкого». У него две красивые доченьки – Кира и Варя.

С воодушевлением восприняли близкие Григория Фёдоровича новость о возможности принять участие главы семьи в параде 3 июля. Из разных стран они поддерживали телефонную связь, решая различные организационные задачи, одной из которых являлось обновление внешнего вида ветерана. Григория Фёдоровича, несмотря на уважаемый возраст, всегда отличают особая осанка и врожденное чувство собственного достоинства. Однако его родные решили, что празднование 75-ой годовщины освобождения Беларуси требует идеального внешнего вида для почетного зрителя военного парада. Благодаря умению и усидчивости сотрудников Лашмановой Ирины и Бондаревой Ольги из ателье «Дом военной одежды» в Минске, в кратчайшие сроки парадная форма Григория Фёдоровича была приведена в полный порядок. Ордена и медали засияли в четком строю на груди ветерана. После проведенных мероприятий Григорий Бердников в окружении семьи с гордостью и прекрасным настроением посетил главную праздничную площадку столицы.

Наш уважаемый ветеран поделился с нами впечатлениями: «У меня давно не было такого бодрого настроения. Это действительно большое торжество. Вся страна встречает этот праздник как одна большая дружная семья. Это очень волнует и радует. Сегодня белорусы живут в мире. Значит, не зря мы воевали и проливали свою кровь. Годы военного лихолетья, конечно, трудно забыть нам, ветеранам. Но когда вижу сегодня счастливые лица детей, глаза внуков и правнуков, на душе становится теплее и легче. Я очень рад тому, что у меня большая и дружная семья, а также очень благодарен всем друзьям и знакомым, которые заботятся о моем здоровье и помогают. Особую признательность хочется выразить семье Кореньковых, а также моим соседям Гирусовой Наталье, Гвоздевым Елене и Владимиру».

Подготовила Оксана НЕМЦОВА.

Фото из семейного архива Бердниковых.

Поделиться