В мае поисковый клуб «Виккру» и 52-ой ОСПБ Вооруженных Сил Республики Беларусь проводили в Славгородском районе поисковую экспедицию «Днепровский рубеж». Полевые работы проводились там, где в июле 1941 года вели бои части и соединения 20-го, 28-го стрелковых и 25-го механизированного корпусов Красной армии. В результате раскопок из одиночных окопов и воронки от бомбы были подняты останки 11 красноармейцев и командиров. Как мы уже писали, имя одного из них было достоверно установлено – Нурмухамед Магдеев. А вот в другом захоронении были обнаружены советский котелок с нацарапанными фамилиями и две ложки с инициалами. По не совсем четким надписям удалось установить, что эти предметы принадлежали Якову Федоровичу Службину. Поисковику Алексею Мироненко удалось найти родственников красноармейца посредством одной из социальных сетей в Российской Федерации, причем среди множества однофамильцев он вышел на внучатую племянницу погибшего. После непродолжительного общения родные Службина выразили твердое желание посетить место гибели Якова Федоровича, а также поклониться его могиле.

И вот в минувшую субботу в наш район приехали гости из Калуги: сын красноармейца Виктор, внучка Маргарита, правнук Илья и даже праправнук Тимофей. Они встретились в районном историко-краеведческом музее с поисковиками, благодаря которым и был найден Яков Службин, и установлена его личность, Александром Халеевым и Алексеем Мироненко.

Виктор Яковлевич был пятилетним мальчишкой, когда отца призвали на фронт, и он мало что помнит о тех событиях: «Отец трудился в колхозе, в артели по изготовлению плетеных корзин. Ему был 31 год, когда началась война. В основном я что-то знаю со слов матери. Эшелоном новобранцев из Калуги привезли под Смоленск. Вместе с отцом был и наш сосед, который и рассказал, что им пришлось скрываться в лесу от немецких танков. Он видел, как мой папа упал, но на следующий день, когда опасность миновала, его не смогли найти. Несмотря на то что он считался пропавшим без вести, вся наша семья ждала его каждый день после войны. 78 лет мы его ждали, ведь другие же солдаты приходили! Нам думалось, что папа мог попасть в плен, быть раненым… Мама умерла, так и не узнав о его судьбе, уже нет в живых и моего брата, одному мне посчастливилось в 83 года приехать на его могилу. Не могу выразить словами благодарность всем, кто участвовал в поисках, захоронении. Ведь уже почти не оставалось надежды что-то узнать. Все запросы давали только сведения о призыве в Красную армию, а белорусы его нашли! Это невероятно».

Семья погибшего в 1941 году калужанина вместе с поисковиками посетили лес, где были найдены останки бойца, чтобы взять горсть белорусской земли с этого места. А российская земля из Калуги была привезена на братскую могилу близ деревни Александровка-I, где теперь покоится солдат Яков Службин. Возложив к могиле цветы, присутствующие почтили память погибших минутой молчания.

Александр Халеев и Алексей Мироненко рассказали родным найденного красноармейца о своей поисковой деятельности, вспомнили подробности именно той экспедиции, в ходе которой были найдены останки Якова Федоровича. А также передали найденные именные предметы. Много искренних слов благодарности звучало в тот день в адрес поисковиков, однако они отметили главное – еще одни солдат «вернулся» домой с той войны, и только ради этого стоит отправляться в новые экспедиции.

Оксана НЕМЦОВА.

Фото автора и из личного архива Виктора Службина.

Поделиться