Пройти войну и не утратить оптимизма, открыть в себе деловые качества и научиться руководить, стать взрослее, мудрее. Всё это о Владимире АКУЛОВЕ можно сказать без сомнения. Человек с интересной судьбой и про войну в Афганистане рассказывает как-то обыденно, не делая из своей службы там чего-то героического.

Родился и вырос Владимир на Славгородчине. Окончив первую школу, отучился в ПТУ-219. Потом были курсы в ДОСААФ, где молодой парень обрёл навыки управления не просто автомобилем, а бронетранспортёром. Для меня стало открытием, но раньше получить право на управление БТР также было возможно.

Служба в армии не заставила себя долго ждать, о чём говорила повестка. Первый этап срочной Владимир проходил на территории уже государства Евросоюза – Литвы. Каунасская дивизия ВДВ стала для Владимира Акулова домом, школой и работой на следующие полгода. Планам, по которым нашему земляку предлагалось остаться и учить вновь призвавшихся, сбыться не удалось: в часть приехали офицеры из далёкого и пока непонятного Афганистана. Они положили перед молодыми солдатами пачку фотографий о жизни, быте и условиях службы на территории вышеназванного государства. «Отказаться либо согласиться можете. Решать каждому из вас», – скупо и по-деловому сдержанно подполковники разъяснили цель своего визита.

Владимир оказался в группе тех, кто согласился продолжить службу. Так, уже младший сержант Акулов сменил прописку с мягкого морского климата Литвы на сухой субтропический континентальный Афганистана.

Владимир признаётся, что страха не ощущалось, скорее волнительно было. Но когда на самолёте начали заряжать оружие боевыми припасами, сознание подсказало: тут всё серьёзно.

Между тем ассимиляция в жарком климате, в новом коллективе проходила своим чередом. Не без сложностей, шероховатостей. Однако благодаря настойчивости, где-то дипломатии контакт с сослуживцами налажен всё-таки был. Да и должность замкомвзвода требовала от Владимира особых навыков: от практических, бытовых до психолого-аналитических. Признаётся, что приходилось решать вопросы, о которых ещё полгода назад и думать не думал. Служба шла. И заключалась она в транспортировке разного рода грузов в составе организованных колонн, которые были нередко слишком «сладкими» для противника. И который нередко атаковал такие колонны. «Под обстрел попадать приходилось. Но, видимо, заговорённый был: ни разу пуля не нашла меня», – признаётся Владимир.

Вспоминает мой собеседник и один случай, когда смерть была в кабине его автомобиля, но не забрала с собой. Виной тому упавший на пол автомобиля автоматный рожок во время перестрелки. «Одной рукой держишь руль, второй – стреляешь из автомата. А тут рожок упал, я наклонился за ним: всё было крайне быстро, некогда раздумывать. И сквозь общий грохот взрывов и выстрелов слух пронзил особенный скрежет металла. Не придав значения этому, я продолжил, а уже по благополучному завершению мне товарищи объяснили природу и того звука, и пулевого отверстия ровно напротив моей головы. Так вот я смерть и обманул, сам того не ожидая», – с иронией говорит мой собеседник.

Много он вспоминал за время нашей беседы: были моменты и посмеяться. «Без юмора позитивного и дружеского и там тяжко. А от хорошей шутки всегда настроение поднимается», – говорит Владимир.

Среди наград моего собеседника он выделяет две: знак «Воинская доблесть» и Орден Красной Звезды. Юбилейные награды у ветерана также имеются.

Осознание того, что всё закончилось, а руки-ноги целы, пришло только на мосту, на втором конце которого была уже территория СССР.

На гражданке Владимир применил знания, опыт, полученные в той жаркой стране: без дела не сидел. Да и сейчас он занимается фермерством.

Война, которая по разным версиям историков и политиков нас не касалась, принесла немало вместе с тем горя и бед во многие белорусские семьи. Ещё раз напомнив, что все военные конфликты отпечатываются на людях: и победителях, и побеждённых.

Владимир РЫЖЕНКОВ.

Фото автора.

Поделиться