В годы Великой Отечественной войны немало советских летчиков-истребителей в боях с гитлеровскими воздушными асами шли на таран, применяя его в самые критические минуты сражений. Есть среди них и белорусы. Это всем известные Виктор Талалихин, Николай Гастелло и Борис Ковзан, уроженец города Бобруйска, с которым мне приходилось встречаться в молодые годы. Так вот, полковник Ковзан совершил 4 тарана и остался в живых, о чем в мирное время написал книгу воспоминаний, озаглавив ее «Четыре тарана в небе».

Но первой и единственной женщиной-летчиком в мире, совершившей воздушный таран, тем более на бомбардировщике, была и остается Екатерина Ивановна Зеленко (на снимке), о чем совсем мало кто знает, хотя она летом грозного 1941 года отважно защищала небо нашей родной Могилевщины. 

Катя Зеленко, с малых лет грезившая о полётах, родилась в 1916 году в селе Корощин Ровенской области Украины, хотя существует версия, что местом ее рождения следует считать российский город Курск. С 1921 года и до начала Великой Отечественной войны семья Зеленко действительно жила в этом городе. Известно также, что, кроме беззаветной любви к небу, девочка отличалась от сверстниц способностью совершать смелые поступки. В одном из писем к подруге повзрослевшая Екатерина вспоминала о случае из своего детства, когда она однажды залезла на сарайчик и прыгнула вниз, раскрыв зонтик как парашют. Полученные в результате падения ссадины и ушибы не успокоили девочку, а только укрепили желание летать. Поэтому после окончания школы без колебаний поступила в аэроклуб, в котором изучила материальную часть самолётов и освоила азы пилотирования. Успешно окончив курс аэроклуба, сразу получила направление на учебу в Оренбургское военное училище лётчиков. Учеба в военно-учебном заведении проходила наравне с курсантами мужчинами, но, тем не менее, Катя смогла получить диплом с отличием. И в 18 лет по праву заняла место в строю лучших военных лётчиков. Вот какую характеристику дал ей командир 19-ой легкой бомбардировочной авиабригады, Герой Советского Союза Николай Каманин: «…волевые качества развиты хорошо. Энергична. Решительна. Личная огневая подготовка хорошая. Передавать свои знания подчиненным может… Летает на самолетах: У-2, Р-1, Р-5, Р-10 УТ-1, УТ-2, ББ-1. Достойна  внеочередного присвоения звания старшего лейтенанта».

 С первых дней Великой Отечественной войны Екатерина Зеленко участвует в боях. Менее чем за три месяца совершила более сорока боевых вылетов в разведку и для нанесения бомбовых ударов по скоплениям вражеской живой силы и техники. Первый ее боевой вылет состоялся 5 июля 1941 года. Капитан в отставке, участник этой боевой операции Степан Монченко после рассказывал: «Нам предстояло нанести внезапно мощный удар по железнодорожной станции белорусского города Бобруйск, где по данным разведки противник сосредоточил на путях большое количество боевой техники. И через некоторое время бомбы с наших самолетов посыпались в том месте как горох. Но не успели отбомбиться, как нас атаковали 16 «мессеров». Завязался жестокий бой, в нем участвовала и Катя Зеленко. Ее самолет получил шестнадцать пробоин».

 Командование 135-го бомбардировочного авиаполка поручало пилоту Зеленко выполнение самых ответственных заданий. Однажды полк получил приказ нанести удар по танковой колонне, следовавшей из Бобруйска по шоссе к Рогачеву. На бомбежку заместитель командира эскадрильи старший лейтенант Зеленко повела два звена самолетов. В результате мощного бомбового удара на шоссе создалась пробка: горели танки, автомашины. В радиограмме, полученной из штаба фронта в полк, объявлялась благодарность летному составу, принимавшему участие в нанесении этого бомбового удара.

 Вскоре старшему лейтенанту Зеленко доверили испытывать ближний бомбардировщик Су-2, поскольку Екатерина показала мастерское владение техникой еще во время советско-финской войны. Единственная женщина-пилот, воевавшая тогда на Карельском перешейке, совершила несколько боевых вылетов, нанося эффективные бомбовые удары по вражеским складам с боеприпасами и артиллерийской батарее. За это она получила из рук «Всесоюзного старосты» Михаила Ивановича Калинина орден боевого Красного Знамени.

Великую Отечественную войну Зеленко начала в должности зам. командира 5-ой эскадрильи 135-го бомбардировочного авиаполка. Первые месяцы войны отличали не только ужасающие потери отступающих советских войск, но и сверхчеловеческое напряжение сил. Защищая свою Родину, Екатерина Зеленко совсем не думала о себе. Как и пилотам-мужчинам, ей приходилось работать на износ. Случалось, что она вылетала на боевые задания по нескольку раз в сутки. Документы 135-го полка засвидетельствовали то, что старший лейтенант Зеленко выполнила 40 боевых вылетов (в том числе и ночью), участвовала в 12 воздушных боях. В июле 1941 командовала авиагруппой, уничтожившей близ г. Пропойска (теперешнего Славгорода) 45 танков, 20 автомашин, около батальона солдат и офицеров противника. Группа вернулась на свой аэродром без потерь.

Однако удача не всегда сопутствовала лётчикам. Утром 12 сентября 1941 года Зеленко совершила 2 боевых вылета на разведку. Если первый прошел без происшествий, то во втором вылете ее Су-2 оказался поврежденным.

После обеда поступило сообщение о том, что немецкие танки прорвали фронт. Предстояло срочно разведать обстановку в районе Ромен – Нежина – Прилуки – Пирятина – Лубен. Зеленко вместе с летчиком-наблюдателем лейтенантом Павлыком вылетела на самолете заместителя командира полка Пушкина в паре с экипажем капитана Лебедева. При возвращении с задания в районе города Ромны их атаковали 7 вражеских истребителей Me-109. Наши летчики приняли неравный воздушный бой, но в облаках потеряли друг друга. Вскоре самолет Лебедева оказался подбит, и он вышел из боя, а Зеленко осталась одна против семи врагов. Немцы взяли ее самолет в кольцо. Как только один из них оказался в прицеле. Зеленко мгновенно нажала на гашетку. «Мессершмитт» тут же загорелся и стремительно полетел к земле. Но и Су-2 был подбит. Оба члена экипажа получили ранения, а у Павлыка, к тому же, кончился боезапас.

Зеленко приказала ему немедленно покинуть самолет, а сама продолжила вести бой. Вскоре и у нее закончились патроны. Тогда она вышла на курс атаковавшего ее фашиста и направила бомбардировщик на сближение, то есть на таран. От сильного удара крылом по фюзеляжу «Мессершмитт» разломился пополам, а Су-2 взорвался. Взрывом летчицу выбросило из кабины. Обломки обоих самолетов упали на землю возле села Анастасьевка Сумской области.

После боя его жители, наблюдавшие с земли за воздушным сражением, отыскали тело погибшей лётчицы, завернули в чудом уцелевший парашют и похоронили, а документы спрятали у местной учительницы, которая после освобождения Украины отдала их советским военным. Этот боевой эпизод стал первым и единственным в мировой военной истории воздушным тараном,  совершенным женщиной-пилотом, за который в декабре 1941 года ее наградили (посмертно) орденом Ленина. А высокое звание Героя Советского Союза, тоже посмертно, Указом Президиума Верховного Совета СССР Екатерине Ивановне Зеленко было присвоено 5 мая 1990 года. Ее муж-однополчанин, командир 4-ой эскадрильи Павел Игнатенко погиб в воздушном бою в 1943 году.

Теперь в городе Курск Российской Федерации есть улица имени Екатерины Зеленко. Там установлен ее памятник, а в СШ №10, где она некогда училась, создан и постоянно используется в патриотическом воспитании подрастающего поколения музей боевой славы, экспозиции которого посвящены ее короткому, но яркому жизненному пути.

Николай ЛЕВЧЕНКО,

член Союза писателей Беларуси и России

 (Союзного государства),

Почетный гражданин Быховского района.

Поделиться