В последнее время в Беларуси участились случаи банковского мошенничества. Мошенники, звоня на телефоны граждан, нередко представляются сотрудниками банков, а теперь еще и представителями Ассоциации белорусских банков.

И если раньше мы надеялись, что эти проявления где-то далеко и нас не коснутся, то уже сегодня подобные факты имеют место и на нашей земле. Начальник РОВД Виктор ТАМКОВИЧ ответил на несколько наших вопросов и поделился информацией о таком уже популярном правонарушении как интернет-мошенничество.

 

– Виктор Иванович, как злоумышленники узнают, кому звонить, информацию о жертве, её данные, имя, фамилию?

– Сейчас это не очень сложно. Многие выкладывают в сеть практически всю свою жизнь: фото, видео, иную информацию. Для человека опытного выудить необходимые данные не составляет труда. Да и базы тех же банков, видимо, попадают в свободный доступ. Много путей на вооружении этих искателей легкой наживы.

– На уловку попались и жители нашего района? Расскажите, пожалуйста, как это происходит?

– В сентябре текущего года пострадали жительницы Славгородчины:1983 года рождения, рабочая ОАО «Бабушкина крынка», и пенсионерка, 1963 года рождения, которым также позвонили с неизвестного номера и, представившись сотрудником банка, поинтересовались, производили ли они какие-либо операции со своими карточками, на что те пояснили, что ничего самостоятельно не производили. Затем злоумышленник сказал, что с их карт происходит несанкционированное списание денежных средств и для предотвращения данного случая, необходимо заблокировать карточки. Чтобы это сделать, злоумышленник спросил у владельцев карт номера карточек, а также трехзначный код на обратной стороне карты, что те и предоставили. После предоставления указанных реквизитов с их банковских карточек сразу же произошло списание денежных средств в полном объеме. У первой женщины со счета исчезли более 700 рублей, её старшая коллега по несчастью лишилась суммы в 3,5 тысячи рублей. Согласитесь, весомая плата за доверчивость.

– Действительно, работа оперативная. Подскажите, как уберечься от таких злоумышленников?

– Главное, ни при каких обстоятельствах не доверять собеседнику на другом конце провода. Все вопросы обсуждать только в личном контексте, в банке.

Чтобы не стать жертвой мошенников в подобных ситуациях, соблюдайте следующие меры предосторожности:

Никому не называйте полный номер банковской карты, ФИО и срок ее действия (в банке могут попросить первые или последние несколько цифр номера карты, секретное слово).

Ни в коем случае не передавайте CVV код на оборотной стороне карты.

Никому не передавайте сеансовые пароли, которые приходят по СМС. Если вы не запрашивали пароль сами (пытались войти в интернет-банкинг, например), а пароль пришел – время бить тревогу.

Не стесняйтесь проявить недоверие в случаях, когда Вам звонят от имени банка и рассказывают о краже денег, незаконных операциях с вашей картой, оформлении кредитов, рассрочек и так далее – перезванивайте сами по телефонам, указанным на официальном сайте банка или на обратной стороне банковской карты.

Лучше не используйте основную банковскую карту для интернет-платежей  (заведите отдельную, перечисляйте деньги на нее по необходимости). Не переводите не неё сумму большую, чем нужно для покупки.

– Спасибо за беседу. Признаться нашего коллегу также пытались «развести» на данные карты, но она проявила сознательность, и мошенники остались ни с чем.

– Вот видите, никто не застрахован. Но предупрежден, как говориться, значит вооружен. Будьте бдительны, осторожности много не бывает.

Владимир РЫЖЕНКОВ.

Фото автора.

Поделиться