Нелёгкое послевоенное время прибавило хлопот доблестной белорусской милиции, которая начинает свою историю с начала марта 1917 года…

Разрушенные города и сожжённые сёла, полуголодное население готовилось к восстановлению народного хозяйства Советской Белоруссии.

Не сидели в стороне не довольные победоносным шествием Советской Армии лидеры бандитских формирований – «власовцы», «аковцы» и «бандеровцы»… Бандиты продолжали вредить Советской власти: грабили и убивали мирное население страны, поджигали корма, растаскивали сельскохозяйственный инвентарь, призывали на борьбу против завоеваний Октябрьской революции, на создание монархической государственности.

Возвращались с фронтов Великой Отечественной войны солдаты…

По крупицам собирали зерно колхозы для первого послевоенного весеннего сева. На борьбу с антисоветской идеологической пропагандой, мародерством, хищениями были направлены лучшие, проверенные временем, коммунисты и комсомольцы. В такое нелёгкое время с августа 1948 года начальником райотделения милиции РО МВД Славгородского исполкома был назначен Шкидин Василий Степанович. 

Василий Степанович родился 5 апреля 1913 года в  посёлке Сребное Серебрянского района, Черниговской области, где получил 8 классов образования. С 1932 года начал служить в органах МВД.

В учётной карточке № 07072451 члена КПСС тов. Шкидина В.С. указано, что с сентября 1941 года стал кандидатом в члены Коммунистической партии, а в октябре 1942 года принят в члены КПСС. В этом же документе перечисляется вся трудовая биография Василия Степановича. Будучи подростком в  13 лет помогал родителям по хозяйству в селе Сребное Украинской ССР. А уже с октября 1930 года, когда ему исполнилось 17 лет, заведовал хозяйством совхоза им. Ворошилова в соседнем селе Светличное. Попробовал и судьбу лесоруба на лесопильном заводе в г. Вятка, где был замечен как честный и ответственный работник, что дало ему право быть принятым  в ряды  милиции. В трудовой книжке ВТ-І № 0491761 Шкидина В.С. значится две записи УВД Могилевского облисполкома:

1. «05.10.1932 г. принят на работу в органы внутренних дел». Основанием является заключение УИТЛК МВД БССР от 19.10.1955 г.

2. «01.10.1977 г. уволен по ст. 31 КЗОТ БССР по собственному желанию». Основание — приказ УВД № 64 от 03.10.1977 г.

Эти строчки в трудовой биографии Шкидина Василия Степановича увиты не только благодарностями и почётными грамотами уже в мирное время, но и фронтовыми наградами, которые перечисляются в «Служебной характеристике», подписанной Демидовым И.С., старшим инспектором ИР ОИТУ УВД Могилевского облисполкома: «С 1932 года тов. Шкидин В.С. работал в органах госбезопасности, положительно характеризовался по службе, имел ряд поощрений от руководства УВД, участник Великой Отечественной войны. Награждён орденом «Красной звезды», медалями: «За боевые заслуги», «За победу над Германией», «За отвагу», «За доблестный труд», «За безупречную службу». Тов. Шкидин В.С. исключительно добросовестный работник, принципиален, постоянно работает над повышением своих политических и профессиональных знаний, исполнителен, пользуется деловым авторитетом, принимает активное участие в общественной жизни ОВД, морально устойчив». 

С особым трепетом пролистывая увенчанные историей материалы полувековой давности, которые принесла в районный историко-краеведческий музей Сладикова (Талейко) Людмила Владимировна, внучка Шкидина Василия Степановича, обнаруживается ещё один факт… Интересный документ, затертый временем, но сохранивший память о скромном человеке, старшем лейтенанте милиции: «Справка выдана гражданину Шкидину В.С…». В ней к перечисленным выше наградам, которые раскрывают фронтовую и трудовую биографии Василия Степановича, добавляются: «Орден Ленина», «Орден Красного Знамени», орден «Отечественной войны ІІ степени» и другие.

Из воспоминаний внучки Людмилы Владимировны, её дедушка не очень любил говорить о войне, но даже из того, что он рассказывал, можно заметить, что каждая награда – это боль…

«Кричев был освобождён в первых числах октября 1943 года. Тов. Шкидина направили в город, сразу для восстановления порядка… Время было тяжёлое для доблестной милиции». В памяти фрагментально всплывают воспоминания о том, что рассказывал дедушка Василий Степанович, «как вместе с товарищами во время войны работал в тылу врага – их забрасывали на оккупированную территорию перед атакой основных частей Красной Армии… Они шли по непроходимым местам, по болоту, в одних из первых рядах перед контратакой…».

В послевоенное время на территории Белоруссии оставались полицаи, которые помогали немецкой власти на оккупированных землях во время войны. Они формировали банды. С ними приходилось бороться славгородской милиции. Служить было крайне трудно.

По воспоминаниям Веры Васильевны, дочери Василия Степановича, в него дважды стреляли. Из транспорта, который был выделен милиции: лошадь с телегой да велосипед. Штат состоял из 7-ми человек на весь Славгородский район. Однажды, когда тов. Шкидин ехал на велосипеде по лесу, в него стреляли… В начале 1950-х годов бандиты приходили прямо домой на «кировку», чтобы расправиться с доблестным начальником милиции.

Для справки: орденом Ленина награждались отдельные граждане, коллективы, учреждения за особые заслуги в социалистическом строительстве и вклад в укрепление обороны страны. Впервые орденом Ленина №1 от 23 мая 1930 г. была награждена газета «Комсомольская правда» в честь пятилетия. Среди военачальников – кавалеров ордена Ленина были В.К. Блюхер, С.М.Буденный, К.Е.Ворошилов. Орден Ленина являлся высшей наградой страны вплоть до распада СССР в 1991 г.

Орден «Красного Знамени» стал называться с того момента, как был принят Статут ордена 11 января 1932 г. В 30-е годы ордена «Красного Знамени» нередко получали сотрудники НКВД за «успешную» борьбу с «врагами народа». За боевые заслуги орденом начали награждать с 1937 г. Сначала его вручали участникам войны в Испании, затем награждали за бои у озера Хасан (1938 г.) и на реке Халхин-Гол (1939 г.), но больше всего «краснознаменцев» появилось после советско-финской войны (1939-1940 гг.). В первые годы Великой Отечественной войны награждение орденом Красного Знамени было редкостью. Орден Красного Знамени оставался «элитной» наградой: его обычно получали командиры соединений, полков, батальонов, а также лётчики.

Вера СТАСЕНКО,

старший научный сотрудник районного

историко-краеведческого музея.

Поделиться