До настоящего времени остается актуальной проблема выплаты заработной платы «в конверте», так как порой фактическая заработная плата некоторых работников организаций (в основном коммерческих) значительно выше той, которая отражена в ведомостях выплаты заработной платы и иных бухгалтерских документах.

Да, получать большую зарплату хорошо, но далеко не каждый, соглашаясь на «теневые» деньги, видит оборотную сторону медали – люди, получающие зарплату «в конверте», социально незащищены и лишаются многих льгот и гарантий. Получая так зарплату, они живут только сегодняшним днем, не задумываясь о дне завтрашнем. Получение заработной платы «в конверте» и неуплата работодателем обязательных страховых взносов в бюджет Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь за своих работников в полном объеме впоследствии приведёт к исчислению им пенсии в меньшем размере.

Не задумывается работник ещё и о том, как ему в случае болезни будет оплачиваться листок нетрудоспособности, а женщинам – пособие по беременности и родам. А ведь в расчет берется заработная плата, полученная официально, по ведомости, а выплаты мимо ведомости учитываться не будут. Недобросовестный наниматель вряд ли станет доплачивать своим работникам дополнительную выплату «в конверте» за длительную болезнь.

Выплачивая заработную плату «в конверте», руководители организаций, пытаясь снизить издержки на оплату труда, фактически уходят от отчислений в бюджет Фонда и вместе с работниками становятся участниками опасной игры под названием «теневая экономика».

Следует помнить, что с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, выплативших (выдавших) доходы физическим лицам без отражения на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности, взыскиваются обязательные платежи в бюджет фонда и пени за несвоевременную уплату, а за уклонение от их уплаты предусмотрена ответственность. Так, за несвоевременную уплату обязательных страховых взносов статьей 11.54 КоАП Республики Беларусь предусмотрены достаточно жесткие меры административной ответственности. За представление отчетов, сведений или иных материалов, содержащих заведомо недостоверные сведения, статьей 23.16 КоАП Республики Беларусь также предусмотрена административная ответственность.

При отказе нанимателя легализовать в добровольном порядке заработную плату «в конверте» основанием для исчисления платежей в бюджет фонда являются документы, свидетельствующие о нарушении законодательства, в том числе представленные в налоговые органы декларации о доходах и имуществе физических лиц, получивших доходы от указанных лиц, и (или) заключения органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь по установленной форме. Для дальнейшей реализации прав органов Фонда по доначислению обязательных страховых взносов назначается проверка в соответствии с законодательством.

Органами Фонда проверки проводятся исключительно документальным методом, т.е. по данным, содержащимся в документах бухгалтерского учета и организационно-распорядительных документах организации. Так, проверка правильности начисления обязательных страховых взносов проводится на основании данных бухгалтерского учета о суммах выплат, начисленных нанимателем в пользу работника и сравнивается с ранее предоставленными организацией данными персонифицированного учета.

Будущие пенсии и социальные гарантии каждого работника зависят от добросовестности нанимателя, исполнения им законодательства о труде и государственном социальном страховании.

Задумаемся о завтрашнем дне сегодня!

Сергей СЛАВНИКОВ,

начальник райотдела ФСЗН.

Поделиться