НЕ СТАНЬ ЖЕРТВОЙ ПРЕСТУПЛЕНИЯ НА САЙТЕ «КУФАР»

В июле текущего года в Славгородский РОВД обратилась жительница г. Славгорода гражданка Б, 1991 года рождения, с сообщением о том, что неизвестное лицо получило несанкционированный доступ к ее банковским платежным картам, после чего с них были предприняты попытки хищения денежные средства.

В результате проведенной проверки было установлено, что гражданка Б. опубликовала объявление на сайте «Куфар» о продаже детского велосипеда, где указала свой абонентский номер для связи. Через какое-то время на указанный номер поступило сообщение в мессенджере «Viber» от пользователя с иностранным номером, который высказывал желание приобрести товар, указанный в объявлении. После этого злоумышленник предложил гражданке воспользоваться «Куфар-доставкой» и отправил ей ссылку, перейдя по ней, женщина ввела данные банковских карт. Через некоторое время на мобильный телефон последней поступило сообщение с кодом, якобы подтверждения зачисления на предоставленную ею банковскую карту денежных средств за продаваемый ею товар. После предоставления данных банковских карт, сразу же произошла попытка хищения денежных средств, однако хищения не произошло, в связи с отсутствием на карточках денежных средств.

КАКИЕ СХЕМЫ ИСПОЛЬЗУЮТ МОШЕННИКИ

Для продавцов –  Предоплата №1

  1. Преступник находит продавца на площадке объявлений, копирует его контактные данные, но на площадке не пишет, заблокируют. Ищет номер продавца в мессенджерах, представляется якобы покупателем с «Куфара», говорит, что готов купить товар по предоплате.
  2. Высылает продавцу ссылку на поддельную страницупредоплаты, где продавцу нужно ввести номер своей карты для того, чтобы получить деньги от покупателя.
  3. Естественно, никаких денег продавец не получит  – как только он введет данныесвоей карты, преступник получит доступ к его счету.

Для продавцов – Предоплата №2 (Продвинутая)

  1. Если предыдущая схема успешно сработала, мошенник может повторно сам связаться с покупателем или представиться службой поддержки и сказать, что произошла ошибка.
  2. Чтобы вернуть ошибочно переведенные средства, он предложит перейти на фишинговый сайти ввести данные своей карты.
  3. Если продавец это сделает, мошенник повторно спишет деньги.

Для покупателей. Доставка №1 (Базовая)

  1. Преступник выставляет товар с крайне выгодной ценой.
  2. Когда потенциальный покупатель пишет ему, под любым предлогом предлагает перейти  в мессенджер. Говорит, что на «Куфаре» неудобно общаться, что в мессенджере можно созвониться и т.п.
  3. Уговаривает покупателя на предоплату или доставку под любым предлогом:  уехал из города, боится встречаться во время эпидемии коронавируса, нет времени.
  4. Чтобы развеять сомнения покупателя, говорит о новой услуге холдирования средств, которая появилась на сайте: если доставки не будет, «Куфар» автоматически вернет средства на карту.
  5. Высылает покупателю ссылку на поддельную страницу, которая имитирует страницу «Куфар-доставки», где нужно ввести данные карты, чтобы совершить предоплату.
  6. Как только пользователь вводит данные своей карты, с него списываются деньги, посылка не приходит.

Для покупателей. Доставка №2 (Продвинутая)

  1. После того, как предыдущая схема полностью реализована, и покупатель начинает подозревать, что его обманули, мошенник повторно связывается с покупателем.
  2. Говорит, что произошла ошибка, товар уже забрали (или передумал продавать), готов вернуть деньги.
  3. Высылает ссылку на поддельную страницувозврата средств, где покупателю нужно ввести данные своей карты и точную сумму, которую ему должны вернуть.
  4. После того, как покупатель повторно вводит данные своей карты, с него повторно списывается та же сумма (если повезет) или все деньги.

Для покупателей. Доставка №3 (Наглая)

  1. После того, как мошенник реализовал схему «Доставка 1.0», он пишет пострадавшему покупателю, представляется службой поддержки «Куфара».
  2. Говорит, что посылка была не доставлена, извиняется и рассказывает про возможность возврата средств за посылку.
  3. Присылает ссылку на фишинговую страницу, где покупателю нужно вбить данные своей карты и сумму, которая соответствовала сумме предыдущего списания.
  4. После того, как покупатель повторно вводит данные своей карты, мошенник повторно крадет деньги с банковского счета.

Для покупателей. Доставка №4 (мошенничество с накладными)

  1. Преступник выставляет товар с крайне выгодной ценой.
  2. Когда потенциальный покупатель пишет ему, под любым предлогом предлагает перейти  в мессенджер.
  3. Предлагает отправить товар с доставкой. При этом мошенник специально создает ажиотаж вокруг объявления. Он может говорить, что буквально на днях уезжает из города, или что товар готовы купить другие покупатели.
  4. Продавец говорит, что можно оплатить товар уже после того, как он его отправит, при этом готов предоставить доказательства.
  5. Если покупатель соглашается, в качестве доказательства отправки мошенник высылает ссылку на поддельную страницутрекинга посылки или скан поддельного документаоб оплате. Минимальное знание фотошопа позволяет преступнику сымитировать квиток любой службы доставки, будь то СДЭК, Белпочта или любая другая компания.
  6. После того, как покупатель поверил, что посылка отправлена, мошенник присылает ссылку на фишинговую страницу, где нужно оформить перевод суммы за товар.
  7. Как только пользователь вводит данные своей карты, с него списываются деньги, посылка не приходит.

 

Артур ЛЕВКОВИЧ,

старший оперуполномоченный отделения

уголовного розыска РОВД капитан милиции.

Поделиться