Профессия учителя является уникальной в своем роде. Как известно, практически во все времена существования человечества была потребность в педагогах. Сегодня эта профессия востребована, пожалуй, как никогда прежде. Это раньше учителя ассоциировались исключительно со школой. В наш век ситуация в корне изменилась. Преподавателей становится все больше, и они необходимы в самых различных сферах нашей жизни, именно в этом заключается одна из особенностей профессии учителя. Много лет назад учителями автоматически становились те, кто старше, считалось, что именно возраст определяет возможность обучения и передачи опыта. Сравнительно недавно, всего лишь в XVII–XIX веках, работа учителем стала выделяться в отдельную самостоятельную сферу. Именно тогда она стала особенно распространенной как в Европе, так и во всем мире.

Александр СТЕПАНОВ и его сын  Илья пришли в профессию не случайно. И они стали членами уже семейной династии учителей. Однако обо всем по порядку.

–  Александр Викторович, расскажите о себе, как Вы пришли в педагогику?

–  Я в 1983 году закончил Гиженскую среднюю школу. Поступил в педагогический институт им. А.Кулешова на физико-математический факультет. После его окончания был направлен в Славгородский район. 15  августа 1990 г.  был принят учителем математики в  свою же родную Гиженскую среднюю школу. А  уже 1 сентября – назначен её  директором. Так что  1 сентября этого года я отметил 30-летний юбилей в должности руководителя.

А родоначальником нашей педагогической династии является  моя мать.  Брат также  работал учителем. Жена у меня тоже учитель. Сыновья избрали профессию учителя. Старший  Илья в текущем году окончил магистратуру МГУ им. Кулешова и работает учителем истории в СШ №1, а младший Андрей – студент 3-го курса  историко-филологического факультета МГУ им. Кулешова.

– Илья, почему именно педагог?

–  Я в 2014 году окончил нашу местную школу. Ещё в 10 классе я определился с выбором профессии. По окончании школы я поступил на исторический факультет  в МГУ им. Кулешова. История мне нравилась с начальных классов. Я постоянно на протяжении всей школьной жизни учувствовал в олимпиадах и конкурсах по истории и географии. Каждый год занимал призовые места. В текущем году я закончил магистратуру  по специальности «Всеобщая история».

На выбор моей профессии повлияло, наверное,  то, что я являюсь представителем учительской династии. Кстати, в район я приехал не один, привёз с собой свою избранницу Татьяну, тоже учителя истории. Так  что династия продолжается.

– Скажите, как Вам кажется, насколько профессия важна для общества, государства?

– Профессия педагога по праву считается одной из самых важных. Их задача заключается в передаче знаний и воспитании школьников. Ну а так как именно дети являются будущим нашей страны, то становится понятным, что учителя играют значимую роль в развитии государства.

–  Что самое интересное в Вашей работе, Илья?

– В профессии учителя мне нравится понимание того, что всё, что я делаю, это не случайно и не зря. Справедливости ради стоит отметить, что совмещать воспитательную и педагогическую деятельность очень непросто. От педагога потребуются особенные знания и навыки. Одним из плюсов профессии учителя можно назвать то, что благодаря его работе возможно формирование личности, настоящего человека. В конечном итоге, учитель обязан не просто донести информацию, а научить ребенка самостоятельно ее искать, осваивать и делать выводы. То есть помочь ему приобрести навыки, которыми он будет пользоваться на протяжении всей жизни. И именно учитель должен уметь разглядеть заложенный в ребенке потенциал, а не оценивать его по общепринятым критериям и нормам.

– Назовите качества, которыми, на Ваш взгляд, должен обязательно обладать учитель?

– Если кратко перечислить качества учителя, то они будут следующие: любовь к детям, гуманизм, интеллигентность, готовность к постоянному саморазвитию, творческий подход к работе, высокая гражданская ответственность и социальная активность.

– Илья, как думаете, педагог  – это творческая профессия или его задача просто передать некогда приобретенные знания детям?

– Конечно же, в моей работе есть место творчеству. Учитель,  по сути, –  профессия творческая. Учительство – это искусство, труд не менее творческий, чем труд писателя или композитора, но, как мне кажется,  более тяжёлый и ответственный. Человек растёт, в нём пробуждается основной интерес к миру, к определённой области знаний. Великие математики, писатели, врачи, космонавты – все они начинали творить тогда, когда рядом был учитель.  Счастлив человек, если учитель был мудр, добр, умел увидеть и поддержать то, что рождалось в душе маленького человека. В моей жизни были такие учителя.

– В наш высокотехнологический век сможет ли тот же Интернет заменить живой контакт с учителем? Не исчезнет ли такая профессия со временем?

–  Обучение детей  –  это не насыщение их голов полезными знаниями, а формирование в их головах таинственных и непостижимых механизмов мышления в процессе овладения этими самыми знаниями. Знания частью забудутся, а механизмы в голове останутся. Каждый, кто учился, а тем более пытался учиться самостоятельно, понимает, что настоящего учителя здесь никто не заменит.

– Что бы Вы пожелали своим коллегам в этот замечательный праздничный день?

– Хочу пожелать: в жизни никогда не унывать. Мира, креатива, комплиментов, уважения, трепетных моментов, творческих успехов, жизни личной. В общем, чтоб всё было на отлично.

– Успехов и вашей династии. Спасибо за беседу!

Провёл Владимир РЫЖЕНКОВ.

Фото автора.

Поделиться