12.07.2016 г. минск, пенсионное удостоверение. новые белорусские деньги. пенсия. Фото Владимира Шлапака

Указом Президентом Республики Беларусь «О добровольном страховании дополнительной накопительной пенсии» от 27 сентября 2021 г. № 367 (далее – Указ) с 1 октября 2022 года вводится дополнительный вид пенсионного страхования – добровольное страхование дополнительной накопительной пенсии с финансовой поддержкой государства.

Введение добровольного накопительного пенсионного страхования с софинансированием государства позволит дополнительно повысить обеспеченность граждан после выхода на пенсию. При этом появление новой добровольной пенсионной программы не затрагивает государственные обязательства по солидарной пенсионной системе. Конституционные гарантии по социальному обеспечению граждан в старости, в случае инвалидности, потери кормильца остаются неизменными. Все гарантии государства по трудовым пенсиям и их повышению будут неукоснительно выполняться.

Пенсионная система Беларуси трехуровневая. Первый уровень – обязательное пенсионное обеспечение минимальными гарантиями государства на выплаты социальных пенсий.

Второй – обязательное пенсионное страхование в виде трудовых пенсий. Каждый работающий гражданин является застрахованным лицом в системе государственного социального страхования, и за него его работодатель уплачивает обязательные страховые взносы на пенсионное страхование в размере 29% от заработной платы (28% за счет работодателя, 1% – удержание с работника) в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения. Сейчас в Республике Беларусь действует солидарная система государственного социального страхования, в бюджете фонда средства на пенсионное и социальное страхование, поступившие в виде взносов, не накапливаются, а направляются на финансирование пенсий и пособий, выплачиваемых в настоящее время, т.е. работодатели и работающие граждане участвуют в формировании источника финансирования социальных выплат.

Третий уровень пенсионной системы – добровольное накопительное пенсионное страхование. Оно как раз и получило развитие с принятием Указа. Разница в том, что если до этого гражданин изъявлял желание копить на старость через страхование дополнительной пенсии самостоятельно и только своими средствами, то новации законодательства обеспечивают совместное участие государства в формировании дополнительной накопительной пенсии гражданина.

Суть нового механизма в том, что работающий гражданин, у которого до достижения общеустановленного пенсионного возраста остается не менее 3 лет, вправе заключить договор со страховой кампанией «Стравита», выбрав тариф уплаты взносов в страховую компанию и период получения пенсии, и направить в пенсионные накопления от 1 до 10% своего заработка. Такой же взнос, но не более 3% от начисленной зарплаты уплачивает работодатель (предельный максимальный размер). РУСП «Стравита» впоследствии будет платить человеку из его сбережений «вторую пенсию» – по выбору 5 или 10 лет после достижения пенсионного возраста. Кроме того будет иметь место право передачи данных накоплений по наследству.

За граждан, которые будут участвовать в системе добровольного пенсионного страхования, взносы в бюджет фонда работодатели будут уплачивать в меньшем размере, за вычетом уплаченных страховых взносов работодателя в РУСП «Стравита». Понижающий размер взносов в бюджет фонда за работающих граждан никак не повлияет на размер их будущей трудовой пенсии. Право и размер пенсии будет формироваться наравне с теми гражданами, которые не участвуют в этой системе, отчисление работодателем части процентов на личный счет страхователя не повлияет и на коэффициент для расчета пенсии.

С более подробной информацией о положениях Указа можно ознакомиться на сайтах госорганов и компании РУСП «Стравита».

Сергей СЛАВНИКОВ,

начальник райотдела ФСЗН.

Поделиться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *