Secretary of State Antony Blinken speaks at George Washington University in Washington, Thursday, May 26, 2022, outlining the administration's policy toward China at an event hosted by the Asia Society. (AP Photo/ Carolyn Kaster)

Госсекретарь США Энтони Блинкен выступил в четверг в Университете имени Джорджа Вашингтона с программной речью, посвященной скорректированным подходам Вашингтона к американской внешней политике с акцентом на взаимодействие с Китаем. Некоторые фрагменты речи незадолго до выступления разослал также Госдепартамент.

Блинкен назвал Китай главным вызовом существующему миропорядку, однако отдельно упомянул и Россию в качестве угрозы.

Сохранение миропорядка

Вашингтон считает, что существовавший на протяжении десятилетий миропорядок был основан на принципах, которые “гарантировали мир и процветание”, “более 75 лет <…> обеспечивали прогресс в мире”. Это состояние США хотят поддерживать.

При этом американские власти стремятся “создать будущее, к которому стремятся американцы и люди по всему миру”, и для этого необходимо “защищать и реформировать мировой порядок”.

В качестве “серьезной и долгосрочной” угрозы такому миропорядку Блинкен назвал Россию и ее президента Владимира Путина. Госсекретарь США охарактеризовал специальную военную операцию на Украине как “атаку на принципы, <…> закрепленные в Уставе ООН”.

Однако “наиболее серьезным долгосрочным вызовом международному порядку” в США считают политику Китая. Пекин, считают в Вашингтоне, единственным в мире намерен изменить международный порядок, обладая растущей “экономической, дипломатической, военной и технологической мощью”.

Интегрированное сдерживание

Тем не менее США предупреждают, что не ищут новой холодной войны и разделения мира на “жесткие идеологические блоки”. Они не стремятся изолировать китайскую экономику от всего мира, но “не пойдут на компромиссы со своими принципами” ради сотрудничества с КНР. Вашингтон стремится, чтобы Пекин “играл по тем же правилам, что и все страны”.

Для этого США хотят использовать стратегию “интегрированного сдерживания”, привлекая “союзников и партнеров” к совместной работе в ядерной, космической, информационной сферах. США готовы усилить с КНР прямые контакты по целому спектру вопросов, используя прежде всего дипломатическое взаимодействие, поскольку “соперничество не должно вести к конфликту”.

Тем не менее для укрепления своих позиций в ближайшее десятилетие Вашингтон хочет “инвестировать в ключевые составляющие мощи” США, в том числе вооруженные силы, а также “выравнивать, конкурировать”. Белый дом будет вкладывать в системы, “обладающие большим радиусом действия, которые труднее найти и легче перемещать”.

В Вашингтоне не рассчитывают, что Пекин изменит свой курс, и его корректировать напрямую не намерены, поэтому планируют создавать вокруг КНР “стратегическую среду”, чтобы продвинуть собственное “видение относительно открытой и инклюзивной международной системы”. Делать это США намерены совместно с другими странами, укрепляя международное право и институты, защищая “права отдельных лиц и суверенных государств”.

Бизнес США на службе нацбезопасности

США не хотят мешать Китаю “развивать свою экономику или продвигать интересы своего народа”, поскольку Пекин уже “является ведущей мировой державой <…> с городами мирового уровня и сетью общественного транспорта, там базируются некоторые из ведущих технологических компаний мира”.

Тем не менее Соединенные Штаты рассчитывают, что американский бизнес не станет жертвовать “основополагающими ценностями”, чтобы выйти на китайский рынок, “будет ответственно подходить к росту” и работать над “укреплением национальной безопасности” США. Блинкен обвинил Пекин в использовании экономики США “для шпионажа, проведения кибератак, кражи технологий и ноу-хау с целью продвигать свои военные инновации”.

Централизованную политическую систему КНР Соединенные Штаты также не планируют трансформировать. Вместо этого Вашингтон хочет доказать, что его собственная система, которую он называет демократией, более эффективна, считая, что США имеют “все шансы обойти в конкурентной борьбе Китай в ключевых областях”.

Независимость Тайваня

Хотя Вашингтон заверяет, что не поддерживает независимость Тайваня, он выступает против “любых односторонних изменений” статус-кво. США утверждают, будто материковый Китай “использует все более провокационную риторику и деятельность”.

По словам Блинкена, США при этом хочет вместе с КНР работать над беспокоящими их проблемами, среди которых “ядерные программы Ирана и Северной Кореи”. Также в Вашингтоне считают, что обладают общими с Пекином интересами в части “нераспространения и контроля над вооружениями”.

Поделиться

От ТАСС

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *