Человеческие отношения и политика. Что важнее и есть ли баланс? В то время как Польша сообщила о завершении строительства бетонного ограждения на границе с нашей страной, Беларусь сделала ответный жест. С 1 июля польские граждане могут посещать Беларусь без визы. Несмотря на запреты и запугивания польских властей, этой возможностью уже воспользовалось несколько сотен поляков. 

Пункт пропуска «Берестовица» – «Бобровники». Граница Польши и Беларуси. До Гродно – чуть больше 60 километров, столько же до Белостока. Это до больших городов. А до ближайших приграничных поселков – пара километров. По обе стороны – родственники и друзья. Раньше ходили в гости пешком и ездили на велосипедах. Но последние несколько лет расстояние «рукой подать» преодолеть было крайне сложно. Барьер – пандемия и политика. Вернее, игры политиков – такое определение ситуации дают люди.

Лариса и Эугеньюш (Бельск-Подляски, Польша): «Жена из Докшиц, там есть и двое детей, а я муж – поляк. Безвизовый режим – это намного лучше. Сели, поехали, это намного лучше. Во-первых, надо ж дружить странам. Ведь мы ж рядышком, мы же как родные».

Янэк (Домброва-Бялостоцка, Польша): «Я больной человек, мне надо быстрее переехать. Еду от семьи – не надо ждать, все! Хорошо, что сделали. Много людей есть таких, что и в Польше живут семьи из Гродно, из Беларуси, и поляки живут в Гродно в Беларуси. Надо же, чтобы легче переезжать было это все».

Тотальных очередей нет, но с каждым днем легковых машин на польских номерах все больше. Паспорт, зеленая карта, медстраховка. На пересечение границы уходит не больше 10 минут. За неделю безвиза в пункте пропуска «Берестовица» почти сотня гостей. У большинства маршрут короткий – ближайшие магазины и заправка. Здесь количество польских клиентов увеличилось на треть, а продажи выросли в 2-3 раза. Причина – рекордный рост цен на топливо, энергоносители и продукты в Польше. Санкции оказались бумерангом. «Никогда тепло еще не стоило так дорого», – пишет польская газета Rzeczpospolita. Об этом говорят и простые поляки.

Збышек (Варшава, Польша): «В Польше цены выросли, очень сильно выросли. Газ, электричество, еда, все пошло вверх, топливо. Подорожали на 300%, отдельные товары. Если не на 300%, то на 100% – 150% точно. Это все случилось из-за санкций. Это скорее всего Америка, это она виновата».

Кшысек (Лукув, Польша): «Пошло подорожание, много денег теперь надо, большая инфляция. Мало угля, газа тоже мало, и не знаю, как дальше будет. Это политики решают, не мы ведь решаем, они думают, что так хорошо, а мы думаем, что плохо, и мы ничего не можем сделать».

Зефир, халва, пастила, квас. Знак качества для польских покупателей – товары под маркой «Сделано в Беларуси». Покупают чаще всего не только для своей семьи, но и чтобы заработать. 

Елена Сидоркевич, заведующая магазином «Соковик»: «Вот перед тем, как вы зашли, были покупатели из Польши, покупали нашу водку, наши сигареты, нашу продукцию сладкую, печенье и конфеты, вот буквально за минут 10, были муж с женой. Очень много появилось новых покупателей именно из-за рубежа. Молодых, пожилых».

На белорусский безвиз отреагировали не только простые поляки, но польский МИД – и совсем не дипломатично. «Если кто-то хочет подвергнуться риску, находясь на территории страны, которая считает Польшу врагом, должен отдавать себе отчет в том, что риск серьезный, потому что там имеются вражеские намерения». А вот ответ поляков, которые «не играют в политические игры», а живут по-настоящему.

Кристофер (Варшава, Польша): «Ну я же сам к вам приехал, и приезжаю 27 лет, меня же никто не убил. Я же делаю свои дела – и в тюрьму меня никто не посадил. На прошлой неделе тут же колейка была в районе 5-7 километров легковых машин. Это означает – можно что-то перевезти, или заработать, или купить. Тут не стыдно, мы же люди. Ну как это. Если я могу купить у вас топливо по низкой цене, так я куплю. Если кто-нибудь скажет, что Европа себе не сделала плохо – это будет неправда».

Но едут не только по закупы или на заправку. Вот пример. Молодая семья из Белостока. Бонифаций с визой, Эльвира воспользовалась безвизом. Сейчас держат путь домой, а приезжали в белорусский поселок неподалеку. Здесь приобрели небольшой летний домик. В следующий раз планируют приехать на отдых с сыновьями. 

Эльвира (Белосток, Польша): «Нравится Беларусь, домик у нас здесь есть. Небольшой домик, чтобы приехать на выходные, на лето, отдохнуть от работы, от всего».

Безвиз – отличная новость для поляков. Но рады ей и белорусы. Здесь, в небольшом агрогородке Приграничный, полторы тысячи жителей, и практически в каждой семье готовятся к встрече гостей.

Валентина Никтик: «Коматовцы-Белосток – там вся, вся наша родня. Я очень довольна, что разрешили поехать теперь. Буду собирать, позвоню, пускай собираются, приедут, хотя бы за столько лет посмотреть на них, на детей, на внуков».

Мария Корсун: «Мне бы хотелось обратиться к польскому президенту, Анджею Дуде, чтобы он проявил жест доброй воли и так же, как наш Президент, подумал о людях и дал возможность нам поехать, чтоб мы могли встретиться, побывать у своих родственников, вот у меня бабушка похоронена, хотелось бы съездить на ее могилу. Но увы, просто невозможно достучаться с визой, нигде».

А это янтарная комната в санатории «Радон». Пока поляки только начинают оценивать преимущества белорусского безвиза, прибалты с удовольствием пользуются народной дипломатией. Упрощенная система пересечения границы для литовцев и латышей действует с середины апреля. Безвиз, который вводился на месяц, по их просьбам продлили до конца года. Особый спрос – на оздоровление в белорусских санаториях.

Виктор Гордейко (Резекне, Латвия): «Конечно, большой плюс – это по ценам. Цены, которые здесь, – это приемлемо. Когда расширили, продлили этот срок до декабря месяца, до нового года вернее, срок безвизового, и вот в Латвии сделали то, что сроки ограничений вывоза акцизных товаров. Предупреждают, пишут, что ввозить акцизные товары из Беларуси запрещено. Конечно, это никто не приветствует».

Рассказали гости санатория и о запретах на заправку белорусского бензина, и об увольнении с работы за инакомыслие, о блокировке белорусских и российских каналов по местному телевидению. Штраф за их просмотр в интернете возрос с 400 до 14 000 тысяч евро. Но это все за кадром. В кадре – небезопасно, уточняют гости. И вот она – простая арифметика демократии по-европейски и цена санкций для собственных граждан. 

Сергей Карасев (Рига, Латвия): «Цены там здорово подскочили. В среднем двухкомнатная квартира в Риге порядка 120 – 140 евро в месяц обходилась. Грозят примерно двойное-тройное увеличение. Через человека перешли и все. Особенно ж пенсионер, который одинокий, живет там бабушка в однокомнатной квартире. И если пенсия у нее там 300 евро. А за квартиру надо будет ей 200 заплатить – ну на что человек жить тут должен?»

По безвизу с середины апреля нашу страну посетили более 100 тысяч соседей-европейцев, которые собственными главами увидели, что на улицах нет разгуливающих военных, никого не сажают в тюрьму и нет даже намека на агрессию. Сейчас очередь поляков сделать свои собственные выводы о белорусской «диктатуре», про которую так много сейчас говорят их политики и телеканалы.

Поделиться

От ОНТ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *