С чем белорусские предприятия выходят на рынок Китая

Китайцы не любят ходить по магазинам, особенно за продуктами. Предпочитают заказывать по интернету. Белорусские экспортеры это учли: на двух популярных в КНР платформах — аналогах AliExpress и TikTok — появился наш виртуальный магазин. И уже в первый час работы там продали товаров на $135 тыс.! Мы узнали, что скупали китайцы и как белорусские предприятия планируют продолжать завоевывать рынок Поднебесной.

Шире круг!

Товары в онлайн-витрине Национального электронного павильона нашей страны покупателям Поднебесной представил Чрезвычайный и Полномочный Посол Беларуси Юрий Сенько. И всего за час было продано шоколада, сухих завтраков, чипсов более чем на 900 тыс. юаней (около $135 тыс.), а наши товары увидели порядка 1,3 млн человек.

Покупателям не придется долго ждать доставки из Беларуси.

«Шоколад есть на складах постоянного партнера фабрики из города Чэнду, который имеет свой интернет-магазин на обеих электронных площадках — Jingdong и Douyin, — сказал начальник отдела экспорта СОАО «Коммунарка» Борис Данилов и выразил уверенность, что благодаря виртуальному магазину у предприятия к октябрю вырастут объемы продаж. — Вскоре из Китая к нам приедут снимать проморолики (порядка 20 сюжетов!), которые в конце сентября появятся на маркетплейсе».

Уже сегодня КНР по объемам зарубежных продаж фабрики занимает второе место — после России. За 5 месяцев 2022-го в Поднебесную поставлено продукции на $800 тыс.

Начиная с 2016-го торгует с Китаем и производитель сухих завтраков из Витебска «Витьба». Через постоянного партнера продает мультизерновые хлопья и другие сухие перекусы.

«Через Национальный торговый дом будем торговать вафельными рулетиками, батончиками и классическими вафлями», — пояснил заместитель генерального директора КПУП «Кондитерская фабрика «Витьба» Олег Анацко.

Раньше это предприятие поставляло в КНР каждый месяц около четырех контейнеров продукции. На август в портфеле заказов их уже восемь. Кстати, во время нашумевшей промоакции с участием посла продали сухих завтраков на $15 тысяч.

Меняем логистику, наращиваем экспорт

С января по май экспорт в Поднебесную вырос в 1,5 раза по сравнению с аналогичным периодом 2021 года и составил $500 млн. В лидерах продаж — калийные удобрения, грузовые автомобили, продовольствие. Товарооборот увеличился за счет поставок говядины (рост в 5,8 раза), мяса птицы (рост в 2,6 раза), калийных удобрений (рост в 1,5 раза), электронных интегральных схем, лесоматериалов.

«За 5 месяцев 2022-го доля Китая во внешнеторговом обороте выросла до 6,8% (в 2021-м — 6,4%), в экспорте — с 2,3% до 3,7%», — рассказала доктор экономических наук, руководитель Центра мировой экономики Института экономики НАН Беларуси Татьяна Вертинская.

В этом году КНР начала покупать у нас много новых товаров: каменный уголь, медь, кокс, битум, столярные изделия. В итоге номенклатура поставок расширилась до 53 позиций. Растут продажи продуктов деревообработки через Белорусскую универсальную торговую биржу (БУТБ). Это не только пиломатериалы, но и оцилиндрованная древесина, топливные гранулы.

Меняется логистика поставок. Ранее многие товары шли морем, а сейчас по железной дороге — через Россию.

Активировались дорожные карты сотрудничества с провинциями КНР: каждая область Беларуси стремится к взаимодействию с регионом Поднебесной, чтобы заключить соглашения о сотрудничестве.

Аналогично работают и предприятия. Например, компания «Бабушкина крынка» открывает представительство в Гуанчжоу.

«Кстати, белорусы стали продавать свою продукцию в КНР за юани, как и в Россию — за российские рубли, — отметила наш эксперт. — Перед экспортерами правительство поставило задачу заключать соглашения в национальных валютах, что упростит возможность закупки импорта в этих странах».

Дорога со встречным предложением

Безусловно, нам очень интересен огромный рынок Поднебесной, но и Беларусь интересна бизнесу КНР: выросло число китайских компаний, аккредитованных на БУТБ. С начала года на биржу пришло 20 новых резидентов. Теперь их почти 90. Около половины регулярно участвуют в торгах, три имеют статус брокеров.

«В 1-м полугодии 2022-го биржевой товарооборот Беларуси и Китая достиг 40,8 млн долларов, что в 1,5 раза больше, чем за аналогичный период 2021-го, — рассказал газете представитель БУТБ Роман Янив. — Самыми востребованными у китайцев были обрезные пиломатериалы хвойных пород и нерафинированное рапсовое масло. В Беларусь из КНР шла металлопродукция — листовой прокат и бесшовные стальные трубы».

С 2021 года КНР входит в первую десятку стран по объемам биржевых сделок, заключенных на БУТБ. А по итогам II квартала 2022-го у Поднебесной уже 2-е место. Выше только Россия.

Стала шире товарная номенклатура в экспорте и импорте. Перечень наших товаров, идущих в Китай через биржу, пополнился молочной продукцией. На прошлой неделе прошла первая сделка по экспорту сухого обезжиренного молока. Наши предприятия начали закупать соевый шрот.

«Вместе с тем, — отметила Татьяна Вертинская, — пока сальдо во внешней торговле с КНР у Беларуси отрицательное. Мы больше покупаем, чем продаем».

Поделиться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.