Третье золото на Международной географической олимпиаде. Как готовят сборную Беларуси

Пока обычные школьники наслаждаются летними каникулами, а выпускники сдают вступительные экзамены, одаренные подростки готовятся к международным олимпиадам и участвуют в них на протяжении всего лета. Каждый год на заключительном этапе республиканской олимпиады высокопрофессиональное жюри выбирает лучших школьников страны для участия в международных олимпиадах по физике, математике, биологии, химии, а также географии.

Корреспондент БЕЛТА пообщался с деканом факультета географии и геоинформатики БГУ Дмитрием Курловичем, который уже 4 года является одним из руководителей международных команд, и узнал, как готовят белорусских школьников к международным олимпиадам по географии, что из себя представляют эти престижные интеллектуальные соревнования и в чем специфика работы ответственного разработчика олимпиадных заданий.

— Дмитрий Мирославович, 18 июля завершилась в Париже XVIII Международная географическая олимпиада. Каковы результаты выступления сборной?

— Действительно достойные: с XVIII Международной географической олимпиады выпускник гимназии №1 Гродно имени академика Е.Ф. Карского Никита Вихарев принес нашей стране золотую медаль, и это уже третье золото белорусской команды в истории участия на данных соревнованиях. А учащийся гимназии №1 Слуцка Роман Пенязь стал бронзовым призером. Но это только одна олимпиада. С VII Европейской географической олимпиады, которая завершилась 29 июня, наша сборная из 11 человек принесла в копилку страны 8 медалей: 1 серебряную и 7 бронзовых. Кроме того, белорусские школьники завоевали 9 дипломов на VIII Республиканской открытой полевой олимпиаде юных геологов в Татарстане, которая проводилась с 11 по 17 июля в Альметьевске. А в августе примем участие в XV Международной олимпиаде по наукам о Земле.

— Результаты впечатляют. А как отбирают участников международных олимпиад по географии?

— Система отбора членов команды для участия в международных олимпиадах следующая. В них участвуют победители заключительного этапа республиканской олимпиады. Это внутриреспубликанские соревнования, состоящие из 4 этапов: школьного, районного, областного (Минского городского) и республиканского — заключительного. На третьем и последнем этапах мы проводим дополнительный тур на английском языке, который на третьем этапе республиканской олимпиады состоит из письменного задания, на заключительном — из письменного этапа и собеседования. Последнее представляет собой изучение текста на определенную географическую тематику, его пересказ и ответы на вопросы членов жюри. На международных олимпиадах по географии и ее научным ответвлениям Беларусь представляют победители заключительного этапа республиканской олимпиады по учебному предмету «География», которые успешно прошли англоязычный тур. В этом году мы таким образом отобрали 12 человек, с которыми в мае и июне провели учебные сборы на базе нашего географического факультета. В рамках этих сборов для контрольного среза знаний и умений учащихся мы подготовили пакет заданий, аналогичный заданиям международной олимпиады: мультимедийный тест на английском языке, теоретические и практические задания. Таким образом, для 12 участников сборов была сымитирована олимпиада, и в результате этого отбора мы отобрали лучших учащихся для участия в трех международных олимпиадах, проходящих летом.

— Что представляют собой эти учебные сборы?

— Преподаватели нашего факультета читают для участников сборов лекции и проводят практические занятия. Также учебные сборы включают полевой этап. Его в первую очередь мы проводим с участниками Международной олимпиады по наукам о Земле на географической станции Западная Березина в Воложинском районе. Там есть все условия для проведения геологических соревнований: полевого маршрута, испытаний по минералогии, петрографии, изучения пород, определения их характеристик. Для участников других международных олимпиад на заключительном этапе республиканской олимпиады подготовлен проектно-практический тур, который включает полевой этап, где ребята получают опыт, связанный с проведением полевых исследований. Также на учебных сборах мы можем изучать кварталы жилой застройки Минска, объектов социального обслуживания населения. Юные географы исследуют ландшафтно-рекреационные зоны и создают проекты по их оптимизации и улучшению. После сборов в июне и июле ребята готовятся в индивидуальном формате: решают полученные от преподавателей задания, изучают материалы олимпиад прошлых лет и продолжают работу над проектами. Таким образом, члены международной команды работают все лето.

— Знаю, что в нашей республиканской олимпиаде по географии участвуют ученики 9-11-х классов. Существует ли возрастное разделение на международных олимпиадах?

— На Европейской географической олимпиаде две категории участников: младшая возрастная группа (12-15 лет) и старшая (16-19 лет). Беларусь в этом году представила 2 человек в младшей группе и 9 в старшей. На Международной географической олимпиаде и Международной олимпиаде по наукам о Земле возрастного ограничения нет. Наша международная команда в этом году включает десятиклассников и одиннадцатиклассников. Так, на XVIII Международную географическую олимпиаду от Беларуси поехали 2 представителя десятых классов и 2 выпускника одиннадцатых классов. Надеемся, десятиклассник Роман Пенязь, завоевавший бронзовую медаль на международной олимпиаде в этом году, подтвердит и улучшит свой результат.

— А какова специфика туров олимпиад по географии?

— Международная, как и наша республиканская олимпиада, состоит из трех туров: мультимедийного, теоретического и практического. Мультимедийный тур — это, как правило, 40 тестовых заданий, которые сопровождаются картографическим, фотографическим, графическим или иным визуальным материалом. Эта часть олимпиады включает вопросы и по физико-географическим, и по экономико-географическим дисциплинам. Теоретический тур состоит из 6 блоков заданий по физической, социально-экономической географии, геологии, геоэкологии, картографии. Участники международной олимпиады должны предоставить письменные ответы на английском языке. И еще один тур — практический — на третьем этапе республиканской олимпиады проводится в аудиторных условиях, а на заключительном — в полевых. Так, в этом году заключительный этап республиканской олимпиады проводился в Молодечно, и мы предложили ребятам изучить определенный участок города и дать рекомендации по проблемным участкам развития территории. На международной олимпиаде традиционно практический тур также проходит в полевых условиях, однако в последние годы по причине организации олимпиады в онлайн-формате он аудиторный. Ребятам даются различные картографические, уже готовые полевые материалы для изучения, обработки и решения поставленных задач. Участники пишут на бланках свои развернутые ответы, результаты анализа, создают картографические материалы, строят графики, диаграммы.

— Европейская географическая олимпиада схожая по структуре или отличается?

— Схожая, там даются задания, аналогичные заданиям Международной географической олимпиады. На мой взгляд, Европейская географическая олимпиада является хорошей тренировкой перед международной. А Международная олимпиада по наукам о Земле базируется на физико-географическом блоке заданий, социально-экономическая география здесь исключается. Беларусь на этой олимпиаде представят 6 человек.

— А какая структура Международной олимпиады по наукам о Земле?

— В первую очередь она включает 4 блока заданий: «Литосфера», «Гидросфера и океанология», «Атмосфера и проблемы изменения климата» и «Астрономия». Участникам предложат тестовые задания, в основном это будет анализ полевых данных. Также олимпиада по наукам о Земле включает полевые проекты. Каждая страна представляет не менее двух проектов. Наша команда готовит проект про геологическое изучение участка Западная Березина. Мы с ребятами выезжали на местность, изучали ее геологическое строение, копали разрезы и построили геологическую карту. А второй проект связан с нашим метрополитеном. Мы договорились с его руководством, ребята ездили по станциям, смотрели, из каких природных материалов они построены, откуда привезены эти материалы. В итоге построили электронную веб-карту данных месторождений, изучали также состав горных пород, служащих облицовочным материалом, под микроскопом. И третья, заключительная, часть Международной олимпиады по наукам о Земле — это групповой смешанный тур. Организаторы объединят ребят из разных стран, каждая группа получит тематический проект. Участники должны будут за день или два изучить и проанализировать его проблемное поле, а также подготовить презентацию и группой представить результат своего исследования.

— Эта олимпиада также будет проводиться дистанционно?

— Да, все три международные олимпиады этим летом организованы в онлайн-формате. Однако принимающие страны, как в очном формате, все равно назначаются. VII Европейскую географическую олимпиаду приняла Сербия, XVIII Международную географическую олимпиаду — Франция, XV Международную олимпиаду по наукам о Земле примет Италия. В последней планируется участие порядка 37 стран, пройдет олимпиада по наукам о Земле с 25 по 31 августа.

— Дмитрий Мирославович, насколько я знаю, международные географические олимпиады являются единственными, где материалы для участников не переводятся на русский язык. Как тренирует сборная навыки английского языка?

— На третьем и заключительном этапах республиканской олимпиады, как я уже отмечал, у нас есть дополнительный тур на английском языке. По итогам этого тура на заключительном этапе мы отбираем лучших учащихся. Понятно, что без базовых знаний английского языка на международную олимпиаду не попадешь, потому что все международные географические олимпиады проводятся на английском языке, и их задания не переводятся. Есть возможность воспользоваться переводом на русский язык заданий Международной олимпиады по наукам о Земле, однако мы эту опцию не берем. Считаю это правильным решением: стоит потренировать языковые навыки. А на сборах в мае и июне мы привлекаем преподавателей лингвистического университета, которые проводят занятия по языку во второй половине учебного дня. Лингвисты улучшают письменную речь наших юных географов, помогают с изучением терминологического аппарата на иностранном языке. Отмечу, что наши ребята свободно владеют также устной речью на английском языке, это я увидел еще на заключительном этапе республиканской олимпиады.

— А сколько человек в общей сложности готовит сборную к международным олимпиадам?

— Около 15 специалистов. Прежде всего это учитель географии в той школе, гимназии или лицее, где учится подросток. Заслуга учителя-предметника первична, он закладывает крепкий фундамент знаний. А наша, преподавателей вузов, задача — выявить лучших в знании географии и английского языка и сориентировать в методическом плане этих ребят: рассказать про особенности каждой олимпиады, помочь углубиться в наиболее сложную и проблематичную тематику. После третьего этапа с олимпиадниками также работает тренер областной (Минской городской) команды, а после заключительного уже подключаемся мы.

— А кто входит в состав жюри на заключительном этапе республиканской олимпиады?

— Преподаватели всех вузов страны, в том числе и геофака БГУ. С 2016 года я являлся членом жюри и одним из разработчиков заданий заключительного этапа республиканской олимпиады. Впоследствии я стал председателем жюри на заключительном этапе республиканской олимпиады по географии. Кроме того, сейчас я являюсь ответственным разработчиком заданий для третьего и заключительного этапов республиканской олимпиады. Итоговые варианты заданий знаю только я, другие разработчики — только ту часть заданий, которую они разрабатывали.

— В чем специфика вашей работы как ответственного разработчика?

— Ответственный разработчик формирует два варианта заданий для каждого класса — девятого, десятого, одиннадцатого. Комиссия в Республиканском институте контроля знаний, который является организатором двух последних этапов республиканской олимпиады, выбирает один из вариантов для каждого класса. РИКЗ осуществляет размножение печатных экземпляров заданий третьего и заключительного этапов республиканской олимпиады и доставку пакета с материалами.

— Знаю, что РИКЗ организовывает подготовку и доставку заданий для последних этапов республиканской олимпиады с 2019 года. Раньше этим занималось управление среднего образования Министерства образования. Как вы можете охарактеризовать работу РИКЗ в олимпиадном направлении?

— Система прозрачная, полностью защищена от утечки информации. Все участники олимпиады находятся в равных условиях, о чем свидетельствует география наших победителей заключительного этапа. Это не одна школа, город или какой-то регион. Каждый год победителями становятся ребята из абсолютно разных городов. Задания нашей республиканской олимпиады соответствуют нормам международной олимпиады. Материал для третьего и заключительного этапов республиканской олимпиады разрабатывается нашими преподавателями. Но они, важно отметить, не занимаются подготовкой детей для участия в этих этапах олимпиады.

— А в заданиях олимпиады прослеживаются какие-либо изменения?

— Конечно, каждый год задания новые, разработчики стараются не отставать от международного уровня. Все тенденции международных олимпиад учитываются при разработке заданий нашей республиканской олимпиады.

— Может, белорусские школьники принимают участие в еще каких-либо международных олимпиадах по географии?

— Да, наш факультет также готовит олимпиадников к Республиканской открытой полевой олимпиаде юных геологов. В этом году она проводилась в Татарстане в очном формате. Команда Беларуси завоевала серебро в международном зачете, в общекомандном — четвертое место из 36 возможных среди стран. Эта олимпиада проводится и в Беларуси. Республиканский центр экологии и краеведения при Министерстве образования регулярно проводит Республиканскую олимпиаду юных геологов. А геофак БГУ готовит команду, победившую в заключительном этапе данной олимпиады, для участия в ее международной версии. Это очень интересная олимпиада: она полевая. Участники должны пройти 12 геологических соревнований. Географический факультет БГУ также готовит к Всероссийской открытой полевой олимпиаде юных геологов, которая проводится раз в два года. Беларусь в данной олимпиаде участвует с 2017 года. И в этом году впервые наша команда поедет на VI Казахстанскую открытую полевую олимпиаду юных геологов, которая будет проводиться в очном формате.

— А каковы результаты выступления Беларуси на международных олимпиадах прошлых лет?

— В Европейской географической олимпиаде мы участвуем с 2020 года. В 2019 году Международная олимпиада по наукам о Земле проходила в Республике Корея, Беларусь привезла оттуда 1 золото и 1 бронзу. На Международную географическую олимпиаду наши ребята ездили в Гонконг, но, к сожалению, не привезли ни одной медали. Международная географическая олимпиада — очень престижное соревнование, но в то же время очень сложное. В тот год мы также участвовали в Балтийской международной олимпиаде школьников по географии, с которой вернулись с 1 серебряной и с 1 бронзовой медалями. В 2020 году проводилась только Европейская географическая олимпиада, остальные международные были отменены по причине пандемии. С Европейской географической олимпиады в том году мы привезли 1 золото и 1 серебро. В 2021 году на ней наша команда завоевала 8 медалей — 2 серебряные и 6 бронзовых. На Международной географической олимпиаде в тот год мы получили 1 золотую медаль. И с Международной олимпиады по наукам о Земле команда Беларуси в 2021 году привезла 3 медали: 1 золотую и 2 серебряные.

— Дмитрий Мирославович, а олимпиадники по географии часто поступают на геофак после получения общего среднего образования?

— У нас очень высокий процент поступления олимпиадников среди всех факультетов БГУ, ребята зачисляются без вступительных испытаний. Также отмечу, что многие из разработчиков олимпиадных заданий, членов жюри являются победителями заключительного этапа республиканской олимпиады по географии прошлых лет. И они поступали в свое время на геофак без вступительных экзаменов. После завершения обучения одаренная молодежь остается преподавать на факультете, впоследствии многие защищают кандидатские диссертации.

Поделиться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.