https://www.sb.by/articles/telegi-proshlogo.html#lg=1&slide=1

На страже спокойствия

Трудно найти в Беларуси силовиков, которые бы пользовались такой «любовью» белорусской оппозиции, как сотрудники ГУБОПиК. Главное управление по борьбе с организованной преступностью и коррупцией имеет давнюю историю «отношений» с оппозиционерами. Поэтому ничего удивительного, что в 2020‑м именно ГУБОПиК оказался в авангарде борьбы с теми, кто решил разрушить нашу страну в угоду западным политическим игрокам. Как «живется» белорусской оппозиции сегодня? Есть ли у нее какие-либо перспективы?

Об этом и о многом другом корреспондент «СБ. Беларусь сегодня» поговорил с Михаилом Бедункевичем, заместителем начальника Главного управления по борьбе с организованной преступностью и коррупцией МВД РБ.

— Михаил Петрович, расскажите, пожалуйста, над чем «работает» оппозиция в Беларуси сегодня?

— В 2020 году основной задачей белорусской оппозиции было вовлечение общества в массовые протесты. Феномен экстремизма и внутреннего терроризма в Беларуси заключается в вовлечении в предэлекторальный период в уличный протест наибольшего количества нейтрально настроенных граждан и последующей трансформации «цветной революции» в радикализированную форму действий малых групп и одиночек. Этот процесс происходил с применением информационных технологий и при поддержке западных спецслужб. Затем в течение 2021‑го была избрана тактика скрытой мобилизации протеста через созданные экстремистские инициативы, такие как BYPOL / план «Перамога», «Супрацiў» и другие.

В текущем году зарубежные центры перешли к активному использованию ранее созданных экстремистских формирований, малых террористических групп и террористов-одиночек. Об этом свидетельствуют раскрытые и предотвращенные теракты. Сейчас основная задача радикалов состоит в совершении диверсионных действий для создания предпосылок новых массовых волнений в Беларуси.

79 процентов находящихся в розыске бежали из страны

— Основная масса белорусских оппозиционеров уехала из страны. Как им удается «действовать» в Беларуси сейчас?

— Возможности современных цифровых технологий позволяют экстремистским инициативам контактировать со своими сторонниками в Беларуси из любой точки мира. Структура протестных преступлений показывает, что в 2020 — 2021 годах 58 процентов из них совершены с использованием интернета. В 2022‑м доля преступлений с задействованием всемирной сети составила уже 83 процента от всех зарегистрированных преступлений протестной направленности. Значительная часть лиц, совершивших указанные преступления, находятся за пределами страны. Свыше 79 процентов из находящихся в розыске вы­ехало за рубеж. Не могу не отметить, что в результате осуществленных мероприятий установлено более 100 участников экстремистского формирования BYPOL, которые дистанционно, посредством интернета, прошли собеседование и получили индивидуальные задания от представителей экстремистского формирования мобилизационный план «Перамога» с целью организации диверсий и террористических актов на территории Республики Беларусь. Реализация с 2020 года комплекса организационных и практических мер в сфере противодействия экстремистским и террористическим проявлениям, а также сдерживание угроз информационной безопасности медиапространства в целом позволили обеспечить стабильность общественно-политической обстановки в стране в постэлекторальный период и наблюдать тенденцию деэскалации протестных настроений.

— Никогда не поверю, что террористы, подготовленные для совершения диверсий в Беларуси, делают это бескорыстно…

— Скрывающиеся за рубежом лица, пользуясь своей нынешней недосягаемостью и кажущейся безнаказанностью, продолжают свою экстремистскую деятельность в Беларуси. Так, в рамках антибелорусской кампании так называемые «независимые СМИ» и деструктивные телеграм-каналы продолжают активное тиражирование материалов, направленных на дискредитацию всей вертикали власти Республики Беларусь, прессинг в отношении силовых структур, подстрекательство граждан к диверсионной деятельности, а также стимулирование в обществе протестных настроений. Сейчас внимание зарубежных экстремистских радикальных координаторов сконцентрировано на консолидации деструктивных элементов в интернет-среде, мессенджерах и социальных сетях для сохранения протестных настроений среди различных слоев населения, а также на оказании финансовой помощи для организации деструктивной деятельности в Беларуси. С целью противоборства данным проявлениям экстремизма ГУБОПиК организовал проведение мероприятий в сфере противодействия финансированию протестных мероприятий в Беларуси. В результате проведенных мероприятий в 2020 — 2022 годах выявлено и задокументировано как минимум 12 резонансных фактов финансирования экстремистской деятельности на территории нашей страны.

Расслабляться пока рано, но происходящее под контролем

— События 2020‑го повлияли и на белорусское законодательство в области противодействия терроризму и экстремизму?

— В 2021 году Министерство внутренних дел принимало участие в разработке Закона «О недопущении реабилитации нацизма», внесении изменений в Закон «О противодействии экстремизму», введении и усилении ответственности по отдельным статьям административного и уголовного законодательства. Также разработано постановление Совета Министров от 12.10.2021 № 575 «О мерах противодействия экстремизму и реабилитации нацизма», которым регламентирована работа по признанию экстремистских формирований и привлечению к уголовной ответственности их участников. Действия создателей, руководителей и иных участников экстремистских формирований квалифицируются в Беларуси по статье 361 — 1 УК РБ (создание экстремистского формирования либо участие в нем, наказание — до семи лет лишения свободы). С 2021‑го по настоящее время уже признаны экстремистскими формированиями 58 групп граждан. В «Перечень граждан Республики Беларусь, иностранных граждан или лиц без гражданства, причастных к экстремистской деятельности» внесены данные о 448 лицах (опубликованы на официальном сайте МВД). Установлено 160 владельцев и администраторов деструктивных телеграм-каналов, признано экстремистскими материалами 372 интернет-ресурса. В результате проделанной работы зафиксировано почти 500 тысяч отписок от основных деструктивных телеграм-каналов. К сожалению, специальная военная операция в Украине послужила толчком для роста количества подписчиков во многих телеграм-каналах, включая и деструктивной направленности. Однако подписчикам не стоит забывать, что все деструктивные телеграм-каналы и интернет-ресурсы по-прежнему находятся под контролем белорусских силовиков. Любые попытки обострения ситуации в Беларуси будут жестко пресекаться еще на этапе их планирования.

Поделиться

От СБ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *