Что означает для христиан слово «вера»? Это дань традиции, или это привычка, или основа мировоззрения, без которого невозможен диалог человека с Богом? Есть у этого диалога законы, и каковы они? Объясняет протоиерей Федор Повный, настоятель прихода в честь Всех Святых в г. Минске Минской Епархии Белорусской Православной Церкви.

«Будет верно и вполне логично, если сказать, что для получения Божественного Откровения, для того, чтобы Господь посетил душу, бесполезно применять какие бы то ни было технологии. Поскольку Бог, и мы об этом говорили не раз, есть Личность, отношения с Ним – это отношения диалога, как это обычно и происходит между двумя личностями. А значит, стоит понимать и помнить, каковы законы диалога», – пояснил настоятель прихода в честь Всех Святых.

Протоиерей напомнил о первом законе, который говорит, что для того, чтобы войти в общение, нужно обратиться к собеседнику, назвать его по имени.

«Вообще, итог развития нехристианской философии, как ни странно, этот итог развития выражают рядовые обыватели, выражают говоря: “Да, что-то там такое есть…” Вот это и есть предел естественной религии. Действительно, философия со своими именами Бога – Абсолют, Единое, Перводвигатель и так далее – такая философия – плохая помощница для того, чтобы обратиться к Собеседнику по имени. Ну, скажите, можно ли представить себе молитву: “О, Перводвижитель, услышь меня! Единое, помоги мне!”? Все эти названия отвечают на вопрос “что?”», – сказал протоиерей.

Федор Повный подчеркивает: у христианского Абсолюта есть имя, отвечающее на вопрос «кто?». Таким образом, чтобы разговор состоялся, нужно обратиться к Тому, с человек желает войти в диалог.

«Бог – это реальность, которая принципиально познаваема только в звательном падеже. По отношению к Богу первично Ты и вторично Он. С другой стороны, для христианина крайне важно знать источник откровения. Вот как пример: художнику, к сожалению, очень часто неважно, что им владеет; главное, как некоторые говорят, – поймать вдохновение», – объяснил протоиерей.

Повный отметил: для религиозного человека поймать вдохновение является принципиальным моментом. Протоиерей напомнил о том, что все злоключения Фауста начались с того, что он нарушил первый закон диалога и не стал выяснять имя своего собеседника. Когда в келье Фауста черный пудель превратился в духа, Фауст скороговоркой спросил: «Как ты зовешься?» Мефистофель отмахнулся: «Мелочный вопрос».

«Фауст не стал настаивать, и это было серьезным шагом на пути его окончательной капитуляции. Теперь второй закон диалога. Надо уметь молчать, когда говорит собеседник. Вот я специально приведу пример “Исповеди” Аврелия Августина, где есть такие строчки: “Боже, пребывающий всегда одним и тем же, пусть я узнаю Тебя, пусть я узнаю себя… Я помолился…” После этих слов нужно взять паузу. То есть ты обратился к Богу, а потом умей замолчать и расслышать ответ», – рассказал Повный.

В диалоге действительно очень важно умение, сказав, замолчать и ждать ответа, напутствовал протоиерей. И отсюда третий закон диалога: чтобы он состоялся, нужна готовность принять неожиданное. 

«То есть если с моей стороны не будет готовности услышать неожиданное, новое, часто разочаровывающее, то диалога не будет. Более того, должна быть готовность услышать в ответ молчание твоего желанного собеседника. Молчание! У немецкого поэта Рильке есть молитвенное обращение к Богу как раз на эту тему: “Веди откуда хочешь речь. Где Ты – к чему мне знать? Последний из Твоих предтеч, я буду вслепь Тебя стеречь, не течь к Тебе, а ждать…” А вот в православной мистической литературе очень много рассказов и слов о том, что духовная реальность оказывалась другой, нежели человек ожидал изначально», – объяснил священнослужитель.

Это настойчивое, через всю святоотеческую литературу и церковную традицию проходящее состояние изумленности принципиально важно для понимания диалога человека с Богом, подчеркнул Федор Повный. 

«Ведь обычно изумленность от этого диалога свойственна тем, у которых этот диалог действительно состоялся, то есть людям, прославленным Церковью в лике святых. Например, вот слова святого Симеона Нового Богослова, слова, произнесенные в X веке, вслушайтесь в них: “Откуда я знал, что Ты являешь Себя приходящим к Тебе, еще пребывающим в мире?! Откуда я знал, что такою радостью удостаиваются приемлющие в себе свет Твоей Благодати?! Откуда или как я знал, несчастный, что уверовавшие в Тебя получают Твой Дух Святой?! Потому что я считал, что я верую в Тебя совершенно. Я считал, что обладаю всем, что Ты даруешь, [на самом-то деле] ничего совсем не имея… Откуда я знал, Владыка, что Ты, будучи Невидимым и Невместимым, бываешь видим и вмещаешься внутри нас?! Откуда же я знал, Господи, что у меня есть Такой Бог?!”», – напомнил Повный.

Протоиерей рассказал, что, как ни странно это звучит, но подобная растерянность перед Откровением Бога – один из критериев истинности полученного откровения. Если человек в результате духовного пути получает ровно то, что он планировал и ожидал – это серьезный повод задуматься и бить тревогу. Возможно, человек создал себе ментального идола, и то, что он называет Богом, на самом деле – конструкт его сознания. На языке православной аскетики такое состояние называется прелестью.

«Поэтому рассогласование, расхождение между ожиданиями, молитвенными просьбами и полученным (или не полученным) результатом – это один из возможных критериев подлинности доброкачественности духовного опыта человека. О Своих отношениях с человеком Христос сказал: “Вот, Я стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною”. Это книга Откровение, 3 глава, 20 стих. Сквозь все святоотеческое наследие проходит изумление от этой Божественной вежливости. Через разные события нашей жизни Этот Гость стучится в двери человеческого сердца. Он стучится даже чаще, чем мы думаем, просто иногда мы вообще Его не слышим», объяснил священнослужитель.

Не каждый пойдет в церковь, случись у него какая-то радость. Почти все пойдут в беде. Но, так или иначе, человеку решать – откликнуться ли ему на этот зов, или нет, в заключении проповеди сказал Повный. 

«И в любом случае важно понимать, что путь христианской религии – это не путь научных технологий и не палка-копалка, с помощью которой можно достичь гарантированного результата. Это путь изменения себя, своего сердца и своей жизни», – сказал протоиерей.

Поделиться

От ОНТ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *