О степени готовности обновленного Избирательного кодекса

Законопроект “Об изменении Избирательного кодекса Республики Беларусь” был принят в Овальном зале в первом чтении 14 декабря и сейчас готовится к рассмотрению во втором. О новациях документа корреспонденту БЕЛТА рассказал заместитель председателя Постоянной комиссии по государственному строительству, местному самоуправлению и регламенту Палаты представителей Игорь Волков.

“Нужно сказать, что у нас достаточно стабильная нормативная документация по всем избирательным процедурам. Избирательный кодекс мы принимали в 2000 году, последние изменения в него вносились в 2015-м. Вместе с тем, конечно, надо совершенствоваться, ведь время не стоит на месте, условия меняются, правоприменительная практика, – рассказал Игорь Волков. – Чем вызваны эти изменения? Подавляющим большинством граждан на референдуме поддержаны изменения в Конституцию, и они затронули структуру, порядок формирования госорганов. Как результат – потребовалась комплексная корректировка и норм Избирательного кодекса”.

Предметом правового регулирования законопроекта являются общественные отношения, складывающиеся при организации подготовки и проведения выборов Президента, делегатов Всебелорусского народного собрания от местных Советов депутатов и гражданского общества, выборов и отзыва депутатов Палаты представителей, членов Совета Республики, депутатов местных Советов депутатов, а также при подготовке и проведении референдума (народного голосования).

“Думаю, что ко второму чтению особых изменений в законопроекте вряд ли произойдет, потому что достаточно серьезная работа проходила по подготовке этого нормативного документа. В преддверии изменений в Конституцию по всей стране прошли общественные обсуждения, которые показали, что население заинтересовано в этом. Внесено немало предложений. То же касается и Избирательного кодекса. Прошло общественное обсуждение, достаточно много было предложений различного характера”, – отметил депутат.

В частности, законопроектом уточняются положения ст.4 Избирательного кодекса, закрепляющие понятие избирательного права.

В соответствии с Конституцией закреплено всеобщее избирательное право: право избирать имеют граждане Республики Беларусь, достигшие 18 лет. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, лица, содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы. Таким образом, согласно внесенным изменениям и дополнениям в Основной закон в соответствии с решением референдума от 4 марта 2022 года снято ограничение для участия в голосовании для лиц, в отношении которых в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством, избрана мера пресечения – содержание под стражей.

“Здесь можно говорить о том, что происходит либерализация Избирательного кодекса”, – уточнил парламентарий.

Определен порядок формирования Всебелорусского народного собрания из представителей всех ветвей власти, регионов страны и гражданского общества. При определении порядка избрания делегатов учитывались установленные Конституцией сжатые сроки формирования ВНС (в течение 60 дней после выборов депутатов), тот факт, что формирование ВНС следует сразу после избирательной кампании по выборам депутатов в единый день голосования, что выдвижение и избрание делегатов будет осуществляться местными Советами депутатов нового созыва, установлена значительная квота для представительства местных органов власти и субъектов гражданского общества.

С учетом этого в законопроекте предусмотрено, что от местных Советов депутатов делегаты ВНС будут избираться непосредственно самими областными Советами депутатов. При этом в целях усиления роли местных Советов депутатов, прежде всего на первичном уровне, законопроектом предусмотрено избрание делегатов от местных Советов депутатов всех уровней. Нормы представительства от каждой области будут определяться ЦИК исходя из установленной в законе о ВНС предельной численности делегатов, избираемых от местных Советов депутатов (предполагается не более 350), и численности делегатов ВНС от Минского городского Совета депутатов. Норма представительства будет рассчитываться пропорционально численности избирателей, проживающих на территории соответствующей области, в порядке, определяемом ЦИК.

Субъекты гражданского общества самостоятельно будут избирать делегатов ВНС из числа своих членов (членов организаций, входящих в состав субъекта гражданского общества) на заседаниях их высших органов. Отдельно закрепляются требования к кандидатам в делегаты ВНС от гражданского общества: им может быть гражданин Республики Беларусь, обладающий избирательным правом, постоянно проживающий на территории страны и являющийся членом субъекта гражданского общества, имеющего право в соответствии с законом избирать делегатов ВНС.

“Одно из важных изменений – увеличен возрастной ценз гражданина, который может претендовать на должность Президента, – отметил депутат. – Так, согласно ст.80 Конституции Президентом может быть избран гражданин Республики Беларусь по рождению, не моложе 40 лет, обладающий избирательным правом, постоянно проживающий в Беларуси не менее 20 лет непосредственно перед выборами, не имеющий и не имевший ранее гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа иностранного государства, дающего право на льготы и другие преимущества”.

Согласно части второй ст. 67 Конституции выборы депутатов проводятся в единый день голосования в последнее воскресенье февраля.

“Проведение выборов депутатов Палаты представителей и депутатов местных Советов депутатов в единый день голосования при сохранении существующей системы избирательных комиссий обусловит увеличение совокупной численности членов таких комиссий, тогда как это может вызвать сложности на практике. В то же время данная система избирательных комиссий может быть оптимизирована. Например, окружные избирательные комиссии по выборам депутатов Палаты представителей могли бы осуществлять функции окружных избирательных комиссий по выборам депутатов областных, Минского городского Советов депутатов. В этой связи законопроектом предусмотрено изменение системы избирательных комиссий при проведении выборов депутатов и порядка образования избирательных округов”, – пояснил парламентарий.

Законопроектом предусмотрено уменьшение количества членов районных, городских (городов областного подчинения) комиссий (9-11 вместо 9-13), городских (городов районного подчинения), сельских, поселковых комиссий (5-9 вместо 7-11). Это позволит сократить расходы на их содержание, повлечет справедливое перераспределение обязанностей между всеми членами комиссии. Количество членов участковых комиссий остается прежним (5-19 человек). При этом законопроектом предусматривается увеличение срока рассмотрения документов о выдвижении представителей в состав комиссий органами, образующими комиссии, с 3 до 5 дней. Это позволит увеличить время проверки документов о выдвижении представителей в состав комиссий, оптимизировать нагрузку на органы, образующие комиссии.

Исключается порог явки при выборах депутатов Палаты представителей.

“Согласно действующему законодательству выборы главы государства и депутатов Палаты представителей признаются состоявшимися, если в голосовании приняло участие более половины избирателей. Необходимо учитывать, что в отношении выборов Президента данное требование закреплено в ст. 82 Конституции. Вместе с тем для выборов депутатов это требование предусмотрено Избирательным кодексом. Для выборов в местные Советы депутатов порог явки избирателей по округу отменен в 2010 году. В связи с проведением выборов депутатов всех уровней в единый день голосования законопроектом предусматривается исключение порога явки избирателей для признания выборов в Палату представителей состоявшимися, в том числе при проведении повторных выборов”, – подчеркнул Игорь Волков.

Устанавливается минимальное количество подписей для выдвижения кандидатом в депутаты местного Совета депутатов в зависимости от числа избирателей, проживающих в избирательном округе. Предлагается установить, что количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидата в депутаты местного Совета депутатов в избирательном округе, составляет 1% от числа избирателей, проживающих на территории соответствующего избирательного округа, но не менее 10 подписей (ст. 65 Избирательного кодекса). Данное предложение повысит гарантии принципа равного участия в выборах.

Согласно законопроекту местные исполнительные и распорядительные органы первичного уровня будут обеспечивать учет избирателей, участников референдума на основе данных государственной информационной системы “Регистр населения” и передавать сформированные таким образом списки избирателей участковым комиссиям.

Регистр населения – государственная централизованная автоматизированная информационная система, которая позволяет оперативно получать достоверные и актуальные данные об избирателях. Выгрузка необходимых сведений из ГИС “Регистр населения” упростит и ускорит процесс составления списков избирателей, а также обеспечит единство подходов при формировании списков избирателей, их полноту, актуальность и своевременность.

При этом предполагается, что ЦИК и Министерством внутренних дел будет определяться порядок взаимодействия комиссий, местных исполнительных и распорядительных органов и подразделений органов внутренних дел по предоставлению информации из “Регистра населения”, необходимой для составления списков граждан, имеющих право участвовать в выборах, референдуме, голосовании об отзыве депутата.

Уточнены положения Избирательного кодекса, касающиеся обеспечения гласности при подготовке и проведении выборов, референдума.

Предусмотрено, что информирование избирателей, участников референдума о ходе подготовки и проведения выборов, референдума, отзыва депутата, члена Совета Республики осуществляют соответствующие комиссии, местные представительные, исполнительные и распорядительные органы, средства массовой информации, организации. Граждане также отнесены к субъектам информирования избирателей, поскольку осуществление информирования избирателей является неотъемлемой частью сбора подписей, а для получения подписи в поддержку того или иного лица, имеющего намерение выдвинуться кандидатом, необходимо проинформировать о нем избирателя.

При этом содержание информационных материалов, размещаемых в средствах массовой информации, на официальных сайтах ЦИК, местных исполнительных и распорядительных органов в интернете или распространяемых иным способом, должно быть объективным, достоверным, не должно нарушать равенства кандидатов.

Уточнен статус наблюдателей, которыми могут являться представители политических партий, других общественных объединений, трудовых коллективов, а также граждан, обладающих избирательным правом. Нововведением является и изменение сроков аккредитации наблюдателей, что позволит обеспечить слаженную работу комиссий по организации и проведению непосредственно голосования избирателей. Закрепляется, что при проведении выборов Президента, депутатов, референдума наблюдатели аккредитуются при соответствующих комиссиях не позднее дня, предшествующего дню начала досрочного голосования, а при проведении отзыва депутата – не позднее дня, предшествующего дню голосования об отзыве депутата.

Законопроект во втором чтении будет рассмотрен в Овальном зале в самое ближайшее время. “Конечно, мы должны оперативно его принимать. Единый день голосования у нас состоится в последнее воскресенье февраля 2024 года. Это говорит о том, что наступивший новый год – предвыборный. Поэтому в конце января, скорее всего, мы примем его во втором чтении. Законопроект достаточно сбалансирован, проработан, в обществе обсуждался. Не думаю, что произойдут какие-то существенные изменения ко второму чтению”, – констатировал Игорь Волков.

Поделиться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *