Правоохранительными и контролирующими органами, иными субъектами профилактики правонарушений Славгородского района проводится определенная работа, направленная на обеспечение законности, правопорядка, защиту прав и законных интересов граждан.

Принятые организационно-практические меры направлены на профилактику преступлений и правонарушений, борьбу с коррупционными проявлениями, повышение уровня и качества функционирования правоохранительных органов, деятельности местных исполнительных и распорядительных органов по выполнению возложенных на них полномочий по обеспечению законности и правопорядка.

Прокурор района советник юстиции Алексей Пуховский, подводя итоги минувшего года, отметил, что принимаемые меры повлияли на криминогенную обстановку в районе, но не в полной мере позволили добиться весомых результатов в преодолении негативных изменений в динамике и структуре преступности.

– Алексей Михайлович, в чем Вы видите причину сложившейся ситуации?

– Проведенный анализ состояния законности и правопорядка на территории района, а также причин и условий совершения преступлений свидетельствует о ряде недостатков в деятельности субъектов профилактики при проведении общей и индивидуальной профилактической работы. Работа по профилактике правонарушений и преступлений все еще осуществляется не на должном уровне. Отсутствует должное взаимодействие между субъектами, призванными в соответствии с требованиями Закона Республики Беларусь «Об основах деятельности по профилактике правонарушений» проводить деятельность, направленную на профилактику правонарушений, предотвращение и пресечение правонарушений, выявление, анализ, предупреждение и устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений, а также выявление, учет, правовое воспитание граждан, склонных к противоправному поведению, нетрудоустроенных лиц, имеющих судимость.

– А что говорит беспристрастная статистика?

– По итогам 2022 года число зарегистрированных преступлений на территории Славгородского района в сравнении с аналогичным периодом прошлого года увеличилось с 84 до 97 или на 15,5%. Уровень преступности на 10 тысяч населения составил 76,0 преступлений, при среднеобластном 97,4. На территории района не зарегистрировано убийств, разбоев, грабежей, вымогательств, изнасилований. В 2022 году зарегистрировано одно преступление против жизни и здоровья граждан, относящееся к категории тяжких – умышленное причинение тяжких телесных повреждений. Незначительно уменьшилось количество преступлений, совершенных в состоянии алкогольного опьянения с 22 до 20, лицами, имеющими судимость, осталось на прежнем уровне – 12. В структуре преступности попрежнему преобладают кражи, отмечено увеличение количества зарегистрированных краж с 37 до 40 или на 8,1%, с 17 до 18 или на 5,9% увеличилось количество зарегистрированных краж из жилищ. С 1 до 8 или на 700% увеличилось количество зарегистрированных уклонений родителей от содержания детей, с 6 до 8 киберпреступлений, с 2 до 3 управление транспортным средством лицом, находящимся в состоянии алкогольного опьянения, с 0 до 1 уклонений от мероприятий призыва на воинскую службу. С 11 до 17 увеличилось количество преступлений, совершенных в общественных местах, несовершеннолетними – с 2 до 4. Проведенный анализ показывает, что наиболее криминогенными группами, склонными к совершению преступлений анализируемой категории, являются не трудоустроенные и не имеющие постоянного законного источника средств к существованию, злоупотребляющие спиртными напитками и ведущие антисоциальный образ жизни лица.

– Какую работу следует проводить с этими гражданами по Вашему мнению?

– Основными направлениями воздействия по отношению к указанной категории лиц могут служить профилактические мероприятия, направленные на их социальную адаптацию, трудоустройство, своевременную постановку на профилактические учеты в орган внутренних дел, организацию надлежащего наблюдения и контроля за поведением таких лиц, а также должное взаимодействие между субъектами профилактики, исключение формализма в такой работе. Вместе с тем, анализ проводимой субъектами профилактики правонарушений с лицами данной категории работы свидетельствует о том, что необходимые профилактические мероприятия в ряде случаев осуществляются формально и безынициативно, а порой на низком профессиональном уровне. За анализируемый период прокуратурой района проведено 4 проверки соблюдения законодательства о профилактике правонарушений и укреплении правопорядка, по результатам которых внесено 4 представления, к дисциплинарной ответственности привлечено 3 лица, объявлено 11 официальных предупреждений, возбуждено 31 административное производство. Проведенным анализом эффективности осуществляемой советами общественных пунктов охраны правопорядка на территории района работы по предупреждению правонарушений и преступлений установлено, что работа СОПОП до настоящего времени не способствует осуществлению должной профилактике и предупреждению преступлений и правонарушений, как правило, совершаемых семейными «дебоширами», лицами, не занятыми трудом и злоупотребляющими спиртными напитками. С указанной категорией граждан не проводится должная работа по трудоустройству. Советами ОПОП не инициируется их направление в лечебно-трудовой профилакторий, ограничение в дееспособности. А принимаемые решения советами в большинстве случаев остаются без реализации ввиду отсутствия контроля со стороны членов совета и сельисполкома.

– Алексей Михайлович, какова ситуация в районе с экономическими преступлениями?

– Вопросы борьбы с коррупцией и экономическими правонарушениями, должны являться приоритетным направлением в работе субъектов профилактики и, в первую очередь, Славгородского РОВД. Проводимая работа должна включать в себя не только деятельность по выявлению преступлений данной категории и привлечению виновных лиц к уголовной ответственности, но и комплекс мер, направленных на профилактику коррупционных проявлений. За анализируемый период на территории Славгородского района по направлению борьбы с экономическими преступлениями зарегистрировано 2 преступления коррупционной направленности (ч.2 и ч.3 ст.210 УК), в 2021 году – 1. Экономические преступления не регистрировались. Вместе с тем, прокуратурой района за анализируемый период в порядке надзора за исполнением антикоррупционного законодательства проведено 3 проверки, по результатам которых внесено 2 представления, вынесено 4 предписания, принесен 1 протест, официально предупреждено 4 лица, 1 лицо привлечено к административной ответственности, по требованию прокурора к дисциплинарной ответственности привлечено 3 лица и 1 лицо к материальной на сумму 1 357 рублей.

– Общеизвестно, что зачастую правонарушения совершаются гражданами в состоянии алкогольного опьянения, в том числе и на бытовой почве. Какая тенденция наблюдалась в этом направлении в нашем районе в году минувшем?

– Каждый семейный конфликт должен рассматриваться индивидуально, к лицам, создающим конфликтную ситуацию в семье, должны применяться меры как общей, так и индивидуальной профилактики. В результате проводимой профилактической работы тяжких и особо тяжких преступлений в сфере быта на территории района не допущено. Проблема пьянства и алкоголизма является одной из значимых и актуальных для общества и государства. Эти негативные явления по масштабам своего распространения, величине экономических, демографических и нравственных потерь представляют реальную угрозу здоровью и благополучию граждан. Число преступлений, совершенных в состоянии алкогольного опьянения, в общей структуре уменьшилось и составило 20 против 22 совершенных в 2021 году. Удельный вес данного вида совершенных преступлений уменьшился с 40,0 % до 31,3 %, или на 8,7 %. За 2022 год к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных ст.19.3 КоАП Республики Беларусь, привлечено 107 лиц (за 2021 год – 93). Освобождено от административной ответственности с вынесением предупреждения 147 (в 2021 году – 132) лиц. Судом района вынесено 7 решений о принудительной изоляции в лечебно-трудовые профилактории для медико-социальной адаптации граждан, страдающих хроническим алкоголизмом, в аналогичном периоде 2021 года – 11. Как отмечалось ранее, направление хронических алкоголиков в ЛТП – мера давно признанная наиболее эффективной в профилактике преступлений и правонарушений, которые совершаются лицами, находящимися в состоянии алкогольного опьянения. В 2022 году прокурором в суд направлено 2 заявления об ограничении в дееспособности, судом рассмотрено 2 заявления, все лица ограничены в дееспособности. При этом следует отметить, что инициаторами принятия решений об ограничении граждан в дееспособности, вследствие злоупотребления ими спиртными напитками, исходила непосредственно от прокуратуры района, то есть субъекты профилактики, непосредственно работающие с указанной категорией граждан, самоустранились от выполнения возложенных на них функций в указанном направлении.

– Исполнение требований Директивы Президента Республики Беларусь от 11.03.2004 №1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины» одно из важнейших направлений в работе?

– Да, Вы правы. Охрана жизни и здоровья граждан, обеспечение безопасных условий труда, пожарной безопасности, безопасности движения и эксплуатации транспорта должны находиться на системном контроле государственных органов и организаций. За анализируемый период на территории Славгородского района имело место 5 несчастных случаев на производстве, которые не относятся к категории тяжких, из них 2 факта по вине нанимателя. В 2021 году на территории района имело место 3 несчастных случая на производстве, один из которых со смертельным исходом. Прокуратурой района в ходе проведенных проверок исполнения законодательства о труде установлены нарушения, не позволяющие надлежащим образом обеспечить поддержание трудовой и исполнительской дисциплины, требований по охране труда в ОАО «Присожье», КСУП «Гиженка-агро», КСУП «Наша Родина», ОАО «Леснянский Агро», ГУКДСП «Славгородская ПМК №274». Причинами и условиями, способствующими нарушениям законодательства о труде, явились ненадлежащее выполнение нанимателем и отдельными работниками своих должностных обязанностей, отсутствие должного контроля за работой подчиненных работников со стороны руководства. Нарушения законодательства об охране труда, создающие угрозу для жизни и здоровья работников, а также иных граждан, выявлялись прокуратурой района в КСУП «Наша Родина» и ГУКДСП «Славгородская ПМК №274». За 12 месяцев 2022 года на территории Славгородского района произошло 17 пожаров с гибелью на них 3 человек. За аналогичный период 2021 года также зарегистрировано 17 пожаров, в которых погибло 2 человека. Причинами возникновения пожаров, как правило, явились факты неосторожного обращения с огнем, нарушения правил эксплуатации печей, теплогенерирующих агрегатов и устройств, нарушения правил эксплуатации электросетей и электрооборудования. Проведенный анализ показывает, что основной причиной пожаров с гибелью людей является неосторожное обращение с огнем. В рамках надзора прокуратурой района в районный исполнительный комитет внесено 1 представление об устранении нарушений законодательства при предупреждении правонарушений, способствующих возникновению пожаров и гибели людей от них. Славгородским райисполкомом принят ряд организационно-практических мер, направленных на устранение отмеченных недостатков. Допущенные недостатки в работе и неисполнение требований Директивы Президента Республики Беларусь от 11.03.2004 г. №1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины» со стороны субъектов профилактики способствовали наступлению тяжких последствий, связанных с причинением вреда жизни граждан в местах массового отдыха у воды. В анализируемом периоде на территории района от утопления в результате несчастного случая на воде погибло 1 лицо. По фактам нарушения законодательства в части проводимой работы по созданию системы безопасности в местах массового отдыха граждан прокуратурой района на имя председателя Славгородского райисполкома внесено 2 представления об устранении нарушений требований Директивы Президента Республики Беларусь от 11.03.2004 №1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины», причин и условий, способствующих этим нарушениям.

– Как в нашем районе обеспечена сохранность имущества организаций?

– Проводимые проверки организации работы по обеспечению сохранности собственности свидетельствуют, что работа руководителей организаций и предприятий района в указанном направлении еще не в полной мере отвечает предъявляемым требованиям. Так, в 2022 году прокуратурой района проведено 7 проверок исполнения законодательства о распоряжении и охране собственности в организациях района. По результатам проверок внесено 9 представлений, вынесено 20 предписаний. По результатам рассмотрения актов прокурорского реагирования 31 лицо привлечено к дисциплинарной и 5 к административной ответственности. К материальной ответственности привлечено 25 физических лиц на общую сумму 4 464 рубля. В большинстве случаев нарушения данного законодательства выявлены в организациях агропромышленного комплекса и касались нарушений правил содержания крупного рогатого скота, производства продукции животноводства, соблюдения трудовой и производственной дисциплины. В двух сельскохозяйственных организациях имели место факты хищения КРС – в ОАО «Славгородрайагропромтехника» и КСУП «Зарянский». Ущерб от данного вида преступлений составил 6418,65 рублей. Причинами и условиями совершения данных преступлений явилось ненадлежащее выполнение работниками предприятий своих должностных обязанностей по обеспечению сохранности имущества, а также отсутствие должного контроля со стороны должностных лиц предприятий. Изучение условий содержания крупного рогатого скота, соблюдения технологической дисциплины, а также законодательства о сохранности собственности позволило установить, что в районе до настоящего времени не обеспечивается деятельность сельскохозяйственных предприятий и соблюдение ими законодательства о ветеринарном благополучии. Это не обеспечивает состояния здоровья животных, при котором гарантируется получение продуктов сельскохозяйственного производства, соответствующих ветеринарно-санитарному качеству, а также предотвращается возникновение и распространение болезней. Таким образом, выявленные факты свидетельствуют о необходимости принятия в 2023 году в районе дополнительных организационно-практических мер по обеспечению законности и правопорядка, устранению негативно влияющих на них факторов.

– Спасибо за беседу.

Поделиться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *