Строительство БелАЭС — один из важнейших инвестиционных проектов Беларуси. Выход обоих блоков станции на номинальную мощность позволит экономить около 5 миллиардов кубометров природного газа и генерировать 18—19 миллиардов кВт·ч электроэнергии в год. Это обеспечит около 40 процентов внутренних электропотребностей страны.
Александр ЛУКАШЕНКО:
— Атомная станция — это дешевая электроэнергия. Мы сейчас уже не только транспорт перестраиваем на электричество, мы сегодня строим жилые дома, где все будет на электричестве. Без электричества не может быть экономики.
4 ноября 2022 года, из выступления на церемонии официального запуска производства комбикормов и аминокислот БНБК в Пуховичском районе.
Стратегический курс
Вопрос о строительстве АЭС рассматривался 1 декабря 2006 года на совещании по вопросам повышения энергетической безопасности Беларуси. Президент Александр Лукашенко, одобрив предложения Национальной академии наук по строительству атомной электростанции в стране, отметил:
— Это аргументированная и взвешенная позиция. Ученые исходили не только из наших внутренних потребностей в энергии, но учли весь мировой опыт, который свидетельствует, что в будущем ядерная энергетика станет основным средством преодоления глобального энергетического кризиса.
Глава государства тогда отметил, что в складывающейся ситуации с энергоресурсами вопрос о создании собственной ядерной энергетики становится практически безальтернативным вариантом гарантии национальной безопасности Беларуси:
— Решение о строительстве белорусской атомной электростанции продиктовано не политическими амбициями, а необходимостью обеспечить энергетическую безопасность страны в условиях истощения мировых запасов газа и нефти, перебоев с поставками и все возрастающих цен на энергоресурсы.
С тех пор для страны, имеющей динамичную экономику и в то же время испытывавшей нехватку собственных топливно-энергетических ресурсов, развитие ядерной энергетики приобрело стратегическое значение.
Сетевой подход
Создание условий для увеличения энергопотребления — ключевая задача. По предварительным оценкам, к 2030 году потребление электроэнергии в стране достигнет 47 миллиардов кВт·ч. Для примера, в 2020-м этот показатель составлял 38 миллиардов. Как отметил министр энергетики Виктор Каранкевич, это произойдет за счет как реального сектора экономики, так и жилого фонда. Более того, значительно вырастут и объемы потребления электроэнергии котлами, которые введены в эксплуатацию в рамках интеграции БелАЭС в энергосистему и используются для теплоснабжения крупных населенных пунктов.
Спрос населения на электроэнергию для отопления и подогрева воды растет, и в стране будут увеличиваться темпы модернизации и строительства соответствующей инфраструктуры. Как отметил заместитель министра энергетики Денис Мороз, перспективные планы в этой сфере охватывают более 1,5 тысячи населенных пунктов.
Всего за пятилетку предусмотрено ввести в строй около 5,7 тысячи километров сетей. В нынешнем году планируется реконструировать и построить более 2 тысяч километров высоковольтных линий и свыше 20 трансформаторных подстанций различных классов напряжения. Также в планах завершить реализацию инвестпроектов по модернизации высоковольтных подстанций «Белорусская» и «Столбцы».
За последние два года объем потребления гражданами электроэнергии для нужд отопления и горячего водоснабжения вырос более чем в 5 раз — с 92,5 до 474,9 миллиона кВт·ч. Этому способствовали, в частности, стимулирующие тарифы для населения. Сегодня необходимо учитывать и то обстоятельство, что одномоментно удовлетворить все запросы граждан пока невозможно.
Дело в том, что существующие электросети строились под преимущественно бытовые и ограниченные нагрузки. Но эта система сегодня быстро меняется.
Зеленая перспектива
Атомная энергетика в Беларуси открывает новые возможности и для развития электротранспорта. Когда-то бесспорным символом городского прогресса был троллейбус, контактные линии растягивались на десятки километров. Сегодня Минск по праву считается одной из троллейбусных столиц мира, но с точки зрения высоких технологий этому виду транспорта уже просто не хватает места. Первый отечественный электробус (гибрид троллейбуса и автобуса) появился на столичных улицах в 2017 году.
Экологичные модели имеют пока сравнительно небольшой запас автономного хода — около 20 километров. Впрочем, этого вполне достаточно для просчитанных городских маршрутов. Зато на экспресс-зарядку требуется всего 5—8 минут — такой выгодный компромисс стал решающим при выборе предела автономности.
Электробусы не нуждаются в контактных сетях, строительство которых обходится государству очень дорого, да и других преимуществ перед традиционными троллейбусами достаточно: плавность хода, комфорт.
Как отмечает директор филиала «Транспортный парк № 2» предприятия «Минсктранс» Александр Мазго, машины нового поколения по достоинству оценены опытными водителями. Особенно они отмечают маневренность и удобство в управлении, которые значительно повышают контроль над дорожной обстановкой. Да и для пассажиров электробусы стали привлекательным видом транспорта: система климат-контроля вместо открытой форточки, камеры видеонаблюдения, USB-разъемы для зарядки телефонов. Проехав хотя бы один раз, понимаешь: автобус с электрическим двигателем производит впечатление и внутри, и снаружи. Если сказать кратко, то это удобные, комфортные и бесшумные машины.
Окончательное решение о том, какие именно электробусы выйдут на маршруты в ближайшее время, минские власти примут после того, как осенью будет протестировано еще несколько опытных моделей. Заключен договор на поставки девяти электробусов пятого поколения с увеличенным запасом автономного хода до 50 километров на одной зарядке — отечественное предприятие продолжает совершенствовать батареи собственного производства. Переход на экологичный транспорт позволит стране снизить негативное влияние на природу, а Минску — подтвердить звание одного из самых чистых городов мира.
В последнее время электротранспорту отдают предпочтение не только городские автохозяйства, но и автолюбители. Его распространению содействуют стимулирующие меры, принятые на уровне Главы государства, а также проводимая в стране работа по развитию соответствующей инфраструктуры. По словам Виктора Каранкевича, зарядных станций в стране уже около 700. Они в прошлом году потребили электроэнергии более чем на треть по сравнению с 2021-м.
Положительная динамика сохраняется и в этом году. Кстати, во время ежегодной выставки «День электротранспорта» первый заместитель министра промышленности Александр Огородников анонсировал скорое завершение работ над опытным образцом белорусского электромобиля: отечественная модель будет представлена широкому зрителю уже в этом году.
Импортозамещение в пути
Модельный ряд отечественной грузовой электротехники расширяется. Сейчас ученые в сотрудничестве с минским автопроизводителем работают над электрическим мусоровозом грузоподъемностью 12—16 тонн и перронным автобусом для аэропортов на электрической тяге мощностью 130 кВт. Совместно с отечественным производителем тракторов создан электрический льдозаливочный комбайн, который так необходим для ледовых дворцов. Теперь машину не нужно покупать за валюту, это уже серийный продукт.
Зарядка в любом виде
Общемировой тренд по увеличению присутствия электромобилей на дорогах отчетливо заметен и по коммерческому транспорту. Более того, появляются новые операторы зарядных инфраструктур. Растут поставки «электричек» из страны-лидера электромобильных технологий — Китая. Как свидетельствует заместитель генерального директора по строительству и общим вопросам РУП «Производственное объединение «Белоруснефть» Андрей Котик, в отечественных сетях идет активное дооснащение зарядных станций китайским разъемом по стандарту GBT. Сегодня введено в эксплуатацию 16 объектов с возможностью зарядить китайские машины, а к концу года их будет около 200, что составляет почти 30 процентов от всей подобной инфраструктуры в стране.
Проектов после ввода в эксплуатацию Белорусской АЭС накопилось не на одно десятилетие. Электродома, электротранспорт, энергоемкие производства — выгоду мирного атома уже подтверждают даже те, кто ранее скептически относился к перспективам развития ядерной энергетики. Глобальный экономический кризис показал все ее преимущества, и Беларусь уверенно усиливает свои позиции в области национальной и энергетической безопасности.
По стране без остановок
До 2025 года супербыстрые зарядные станции для электромобилей появятся во всех областных городах и на трассе М1. Кстати, зарядная инфраструктура Беларуси была признана лидером на международном экологическом конкурсе «Зеленая Евразия» среди стран ЕАЭС. Наиболее выделяющимся проектом стал отечественный супербыстрый комплекс, в котором реализованы все современные тренды: система накопления электрической энергии, пантограф для рейсового электробуса, а также возможность пополнить запас хода электромобиля на 300 километров всего за 10 минут.
Продажи набирают обороты
По данным Международного энергетического агентства, в прошлом году в мире было продано более 10 миллионов электромобилей, что на 55 процентов больше, чем в 2021-м. Этому содействовала в том числе общемировая тенденция постепенного отказа крупных автоконцернов от производства техники с двигателями внутреннего сгорания. Важным фактором стал и рост цен на топливо, который мы наблюдали в европейских странах на фоне глобального энергокризиса. В результате общее количество электромобилей в мире превысило 26 миллионов единиц. Эксперты прогнозируют, что в текущем году положительная динамика сохранится. Ожидается, что продажи электрокаров вырастут на 35 процентов — до 14 миллионов в год. При этом доля новых электромашин на рынке в этом году достигнет 18 процентов, в то время как в 2020-м она составляла всего 4.