Наше будущее в наших руках. Мы создаем его вместе, живя собственным умом и рассчитывая на собственные силы

Беларусь находится на пороге очередного электорального цикла. Впервые в истории страны он будет проходить по обновленным правилам, закрепленным в Конституции 2022 года. Об актуальных вопросах избирательного процесса, волнующих белорусское общество, мы беседуем с председателем Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь Владимиром Андрейченко.

СКАЗАНО

— Одно из важнейших условий суверенитета и независимости — народное единство. Мы, белорусы, всегда демонстрировали его в переломные моменты истории. Именно единство давало нам силы для победы над врагами и обстоятельствами.

­Президент Беларуси Александр ­Лукашенко в Послании белорусскому народу и Национальному собранию, 31 марта 2023 г.

Особенности труда парламентариев

В своем выступлении в начале 2023 года ­Президент нашей страны Александр ­Лукашенко отмечал, что текущий год будет особенным: «Особым он будет в том числе в плане подготовки к важнейшим политическим событиям — электоральной кампании. В 2024 году у нас пройдут одновременно выборы в Парламент и местные Советы депутатов. И впервые фактически в новом формате — выборы делегатов Всебелорусского народного собрания. Все эти процессы будут проходить практически одновременно. Это большой, конечно же, объем организационной работы, подготовительной».

Именно этой незаметной внешне подготовительной работе и была посвящена существенная часть деятельности Палаты представителей Национального собрания Беларуси в 2023 году. Переработка законодательства в соответствии с положениями обновленной Конституции страны, внесение дополнений и изменений в основополагающие правовые акты — это важнейшие этапы труда парламентариев.

К чести депутатов, основной объем работ был выполнен своевременно, а уже 16 февраля 2023 года ­Президент подписал обновленный Избирательный кодекс страны. В нем оптимизирован порядок образования избирательных округов, формирования ЦИК и системы избирательных комиссий, закреплена норма о недопустимости иностранного гражданства (льгот) у кандидатов в депутаты, исключен порог явки избирателей на выборах в Палату представителей, уточнен порядок досрочного голосования и использования фото‑ и видеосредств.  

Важнейшая новация законодательного акта — запрет «на финансирование расходов на подготовку и проведение выборов иностранными государствами, организациями, гражданами», что направлено на устранение предпосылок внешнего манипулирования избирательным процессом.

Параллельно велась разработка новых законов «Об основах гражданского общества», «О Всебелорусском народном собрании», вносились изменения в законы «О Национальном собрании Республики Беларусь», «О статусе депутата Палаты представителей, члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь», «О политических партиях», «Об общественных объединениях».

Согласно планам корректировка национального законодательства в соответствии с положениями обновленной Конституции должна была завершиться до 15 марта 2024 года, однако в части, касающейся избирательных норм и механизмов, работа практически выполнена.  

Проделан титанический труд, результаты которого реализованы в десятках законодательных актов, раскрывающих особенности национальной модели развития. В государстве уточнено избирательное законодательство, создана основа для демократического развития, обеспечения суверенитета страны и отстаивания национальных интересов в политической сфере.

Электоральный суверенитет

Неотъемлемое право суверенного государства — самостоятельно, без вмешательства и указаний извне проводить электоральные кампании, а общества — делать осознанный, демократический выбор. В этом и заключается народовластие, составляющее основу белорусской государственности.

Вместе с тем западные страны уже не одно десятилетие не признают результаты наших выборов — ни президентских, ни парламентских. Белорусов постоянно пытаются учить демократии, обвиняют в нарушении избирательного законодательства и «отсутствии свободы», в пассивности и аполитичности.  

Сам избирательный процесс используется как средство вмешательства во внутренние дела страны, смены существующей политической системы и векторов развития. Для этого задействуются наработки в сфере теории и практики «цветных революций», активно эксплуатируются пробелы в национальных законодательствах и разжигаются внутренние противоречия.

Зачастую международные политические институты превращаются в инструменты эскалации и продвижения собственных интересов. Большинство из них давно не являются независимыми и демократичными.  

Сама демократия в западной интерпретации утратила свою суть как власть народа и превратилась в автократию, защищающую право грабить других.

В этой связи целесообразно более пристальное внимание уделять обеспечению электорального суверенитета государства. Мы не должны оправдываться ни перед «международным сообществом», ни перед правозащитными организациями. Нам следует действовать исключительно в рамках национального законодательства, проводить выборы по установленным в стране правилам и в интересах белорусского народа.

Беларусь открыта для конструктивного, равноправного диалога, но не потерпит диктата и высокомерия в отношении себя, не будет воспринимать поучений и менторского тона ни от кого. В нашей Конституции закреплено, что «единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в стране является народ». Это важнейший принцип национального народовластия и основа независимого развития, реализуемые через электоральный суверенитет.

Партийное строительство

В настоящее время в стране завершается реформирование отечественной партийной системы, а политические партии проходят процедуру перерегистрации. Сегодня свою состоятельность подтвердили Коммунистическая и Либерально‑демократическая партии, Республиканская партия труда и справедливости, а также Белорусская партия «Белая Русь». Все они выступают за конструктивное развитие страны и содействуют реализации и защите прав, свобод, интересов человека и гражданина. Сама политическая борьба обретает конструктивный вид и применяет адекватные способы отстаивания интересов различных слоев общества.

Существенно усовершенствована национальная избирательная система. В обновленной Конституции закреплено право выдвижения кандидатов в депутаты за политическими партиями, что расширяет их возможности по влиянию на процессы, происходящие в стране.

В рамках национального партийного строительства учитывается и творчески используется международный опыт деятельности в данной области.  

История свидетельствует, что эксперименты в политической сфере, как правило, приводят к трагическим последствиям. Не случайно статья 5 Основного Закона страны «запрещает создание и деятельность политических партий, а равно и других общественных объединений, имеющих целью насильственное изменение конституционного строя либо ведущих пропаганду войны, социальной, национальной, религиозной и расовой вражды».

Это взгляд в будущее и реализация на практике принципов толерантности и национального единства. Каждый, кто готов работать на развитие и процветание страны, может воплотить свои идеи в жизнь через обновленную партийную систему и активную гражданскую позицию. Для этого созданы необходимые условия, а созидательная инициатива только приветствуется.

Республика Беларусь состоялась как суверенное, независимое и самобытное государство. Пройден нелегкий путь, на котором были войны, исторические потрясения и катаклизмы.

Сегодня основа нашего будущего — в народном единстве, созидательном развитии и эволюционном совершенствовании, на базе революционных изменений в технологии и производстве. Последовательно делать наш общий дом краше, а жизнь людей лучше и комфортнее — в этом суть белорусской государственности.

Жить заботами людей

Белорусский народ своей историей доказал право на самостоятельное развитие. Все достижения страны — это дело рук наших граждан, которые своим трудом создают национальное богатство и формируют базовые принципы общества.

Сегодня Беларусь — островок стабильности и духовности, пример истинно демократичного и политически справедливого государства. Мы отдаем себе отчет, что это многих не устраивает за пределами страны, а попытки «обратить нас на путь истины» будут продолжаться. В этой связи предстоящая электоральная кампания — очередная проверка белорусского общества на прочность.

Не вызывает сомнения, что в структуры выборной власти должны прийти состоявшиеся профессионалы, обладающие жизненным опытом, занимающие активную жизненную позицию, готовые к созиданию. Важнейшими критериями для народных избранников следует определить патриотизм, готовность жить заботами людей и отстаивать интересы страны. Именно они позволят сохранить базовые основы развития белорусской государственности — честность и социальную справедливость.

Власть на протяжении десятилетий выполняет все взятые на себя обязательства, действует в интересах народа, а наиболее важные вопросы выносит на всеобщее обсуждение.  

Это и есть суть истинной демократии — единство народа и власти, которое позволяет преодолевать все препятствия, успешно противодействовать экономическому и информационному давлению, обеспечивать сохранность национальной самобытности и культуры, создавать условия для развития и процветания государства и его граждан.

Наше будущее в наших руках. Мы создаем его вместе, живя собственным умом и рассчитывая на собственные силы, сохраняя и приумножая наследие предков, следуя традициям и общечеловеческим принципам, созидая и делая свой дом лучше.

Поделиться

От СБ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *