Сегодня исполняется 110 лет со дня рождения народного артиста Беларуси Анатолия Богатырева.В белорусской музыкальной культуре имя Анатолия Васильевича Богатырева символизирует целую эпоху. За плечами мастера, старейшины национальной композиторской школы, почти семьдесят лет творчества, плодотворной работы над операми и симфониями, кантатами и инструментальными концертами, многочисленными произведениями камерных жанров.
Анатолий Богатырев начал заниматься музыкой с восьми лет. Поступил в музыкальную школу, где играл произведения Сергея Прокофьева – на то время малоизвестного композитора. Дальнейшее образование Анатолия Васильевича продолжалось в Государственном музыкальном техникуме (ныне – Минский государственный музыкальный колледж им.М.Глинки). Юноша проучился в техникуме всего два года, совмещая занятия на отделении фортепиано и композиции с концертмейстерской работой в Белорусской студии оперы и балета, а в 1932 году поступил в только что созданную Белорусскую государственную консерваторию.
На собственный путь в большом искусстве Анатолий Богатырев вышел рано, еще в студенческие годы, когда написал кантату “Сказ о Медведихе” на стихотворение Александра Пушкина – произведение, которое и на сегодняшний день украшает репертуар многих хоровых коллективов.
Критика дала высокую оценку этому произведению. В печати отмечалось, что самой сильной чертой молодого композитора является мелодический талант. Именно в мелодии вся своеобразность, оригинальность его музыки и вместе с тем органическая связь с искусством белорусского народа.
Эти первые крупные произведения Анатолию Богатыреву принесли признание и широкую известность. В 1941 году композитору за оперу “В пущах Полесья” была присвоена Государственная премия СССР. Богатырев стал первым в то время лауреатом среди композиторов страны.
Становление творческого характера композитора совпало с трагическими годами Великой Отечественной войны. Находясь в эвакуации в Свердловске, Богатырев написал кантаты, проникнутые тревогой за судьбу Родины. Сочинения военных лет утверждали благородство человеческого духа и веру в победу. Их немного, но все они значительные по содержанию, актуальные по тематике, волнующие по музыкальному изложению. Среди них – хоры и кантаты “Беларусь”, “Ленинградцы”, “Белорусским партизанам”.
Послевоенные годы стали периодом осуществления творческих замыслов, расцветом композиторской деятельности Анатолия Богатырева. Он писал симфонии, концерты, камерно-инструментальную музыку, вокальные и хоровые жанры.
Широкая эрудиция, хорошее знание теоретических и практических основ композиторской техники, симфонического и хорового письма, особенностей музыкальной драматургии являлись неповторимыми чертами педагогики Анатолия Богатырева.
В 1970-1980-е годы Богатырев руководил национальной композиторской школой. Анатолий Васильевич воспитал не одно поколение белорусских композиторов. Среди них такие известные имена, как Юрий Семеняко, Генрих Вагнер, Евгений Глебов, Дмитрий Смольский, Игорь Лученок, Сергей Кортес, Андрей Мдивани, Владимир Солтан и другие. Самое ценное в его учениках то, что все они выбрали свой путь в композиции, выработали особый почерк и нашли свою тему в искусстве.
В стихотворениях белорусских поэтов Богатырев находил созвучные со своими мысли и чувства. Музыкальное произведение, написанное на поэтический текст, всегда пример “дуэта согласия”, где поэт и композитор находятся на одной эмоциональной волне, а слова и музыка создают неразрывное единство, обогащают друг друга.
Обращаясь к поэзии Александра Пушкина, Михаила Лермонтова, Уильяма Шекспира, Тараса Шевченко, Анны Ахматовой, композитор смог подчинить традицию своему могучему и чистому таланту. В 2001 году впервые прозвучало прекрасное произведение Богатырева – вокальный цикл на стихи Сергея Есенина.
Анатолий Васильевич Богатырев – человек широкого образования, глубокий знаток литературы и поэзии, театрального искусства. Судьба и обстоятельства сблизили его с рядом всемирно известных деятелей культуры. Среди них – Владимир Немирович-Данченко, Сергей Прокофьев, Георгий Свиридов, Тихон Хренников и другие.
Личность Анатолия Богатырева – значительная и неповторимая в белорусском искусстве. Его творческая, педагогическая и общественная деятельность является важным вкладом в сокровищницу национальной культуры Беларуси. Искусство Анатолия Васильевича Богатырева, его произведения входят в золотой фонд белорусской музыки, определяют ее достойное место в общеевропейской культуре.
Умер талантливый композитор в 2003 году. В целях увековечения памяти народного артиста Беларуси Анатолия Васильевича Богатырева, признания его заслуг в развитии культуры Беларуси Совет Министров Республики Беларусь в 2004 году постановил установить в 2005 году надмогильный памятник на месте захоронения композитора на Восточном кладбище в Минске и мемориальную доску на доме номер 22 на проспекте Франциска Скорины (ныне – проспект Независимости), где жил Анатолий Васильевич Богатырев.