Недавно в Казани прошел международный отраслевой чемпионат в сфере цифровых технологий Digital Skills – 2023. Участие в нем приняли более 300 человек из 14 стран. Победителем в компетенции «Разработка мобильных приложений» стал учащийся Гомельского государственного машиностроительного колледжа Артем Аксенчиков.

Отличником не был

Артем из обычной семьи – старший из трех братье­в. Родители со сферой высоких технологий никак не связаны. Хотя сам он с детства интере­совался мобильными гаджетами: 

– Мой первый телефон – кнопочный Nokia. Любил играть в простенькие игры, не задумываясь, как они устроены. После четвертого класса мне подарили смартфон, но проходил с ним недолго. Роди­тели забрали из-за низких оценок, и до восьмого класса снова ходил с кнопочным. 

Чем дольше общаемся с Артемом, тем больше в моем сознании ломаются стереотипы, связанные с представлениями об IT-сфере и о самих айтишниках. В рассказе о школьных годах ожидал услышать про высокую успеваемость, участие в олимпиадах. Однако Артем не скрывает: отличником он не был. Особенно в точных науках. Лучше давались гуманитарные предметы – история, обществоведение. В то время как с математикой, казалось бы, профильной для любого кодера, дела обстояли не очень. Неужели при таком раскладе можно стать программистом? 

– Я и сам раньше думал, что для меня это почти нереальное, – с улыбкой признается Артем. – Но поскольку в плане выбора профессии меня ничего больше не интересовало, решил рискнуть. 

Казань брал…

После девятого клас­са Артем поступил в колледж на специальность «прог­раммируемые мобильные системы». По-настоящему учеба увлекла во время второго курса, когда началось изучение алгоритмизации и прог­раммирования:

– Я даже день запомнил – 21 октября 2021 года. Вдруг понял, насколько мне это интересно, и стал самостоя­тельно изучать темы, которые мы еще не проходили. В итоге, когда сдавал первую лабораторную работу, преподаватель не поверил, что я ее сам написал. Поскольку в ней были применены более углубленные знания, чем те, которые на тот момент нам дали на занятиях. Я даже немного расстроился. Казалось, что ко мне какое-то слишком строгое, предвзятое отношение. Но позже вы­яснилось: это была тактика преподавателя, чтобы мотивировать меня доказать свой уровень. И она сработала, за что я благодарен. 

Во время практики Артем написал первое прос­тенькое приложение. А на 18-летие в качестве подарка самому себе выложил одну из разработок в Google Play: 

– Когда приложение опубликовали и пошли первые скачивания, я чувствовал себя счастливым. 

Сейчас в вир­туальном магазине находятся пять его приложений. Самое популярное из них позволяет пользователю получать фото того, кто без спроса заглядывал в его телефон. Другое – шифрует текст сделанных в смартфоне заметок. Большого дохода программные продукты пока не приносят. Впрочем, разбогатеть на них парень и не рассчитывал. Сейчас на горизонте другие цели. В мае Артем принял участие в Республиканском конкурсе профессионального мастерства ProfSkills Belarus – 2023. В своей категории завоевал первое место. А два месяца спустя был приглашен на отраслевой чемпионат в сфере цифровых технологий Digital Skills – 2023 в Казани. Ехать туда не пришлось. Часть участников состязались удаленно в режиме онлайн. Артем делится впечатлениями:

– Этот конкурс оказался тяжелее. Во-первых, нам дали меньше времени. 14 часов, из которых три – на презентацию. Во-вторых, отличались усло­вия выполнения заданий, зарабатывать баллы было сложнее. 

Тем не менее он справился, одолев соперника из Китая. Итог – первое место в международном зачете и второе в зачете среди стран ЕАЭС. Протоколы с результатами есть в интернете, хотя медаль и диплом до лауреата пока не дошли. 

Место для шага вперед

Во время общения Артем то и дело поглядывает на часы. Сразу после нашей встречи он впервые идет на стажировку в представительство одной из белорусских IT-компаний, реализующей проекты в различных отраслях. Среди ее заказчиков – клиенты из США, Канады, Великобритании, Германии, Франции, Италии, Японии и других стран. Начинающий разработчик, естественно, волнуется. Свои перспективы на трудоустройство оценивает очень осторожно, признается, что собеседование прошел не с первой попытки. Определяющую роль, к слову, сыграла победа на чемпионате в Казани. 

Старательному парню дали шанс проявить себя, предупредив, что учиться придется очень многому. Артем это прекрасно осознает:

– В первую очередь буду подтягивать английский. Без владения им на приличном уровне далеко не уедешь. Найти некоторую нужную для работы информацию на русском невозможно. А пользоваться «кривыми» переводами – не вариант. За­нимаюсь уже сейчас, иностранные фильмы смотрю в оригинале. Вообще, настраиваюсь на то, что учиться придется всю жизнь. Как сказал один из преподавателей в колледже: «Раньше образо­вание получали на всю жизнь, а сейчас оно идет чере­з всю жизнь. Особенно в той профессии, которую вы выбрали». И я это уже прочувствовал. Поэтому все время посвящаю учебе. Даже TikTok удалил, чтоб не залипать на просмотрах. Буду старать­ся идти к своей цели и не сворачивать. Ведь иначе лучше и не начинать.

В начале беседы мы условились как можно меньше касаться программистской специфики. Одна­ко в процессе, увлеченно рассказывая о том, как разрабатываются приложения, Артем то и дело сыплет незнакомыми для несведущего человека терминами. Внимательно слушаю и силюсь понять, чем отличается нативная разработка от кросс-платформенной, а язык программирования С++ от Kotlin, на котором пишутся большинство прило­жений для Android. Видимо, непонимание слишком явно читается у меня на лице. Артем  приостанавливает рассказ и задумывается вслух: «Как бы это вам понятнее объяснить, чтоб по-простому…»

Впрочем, главное для меня очевидно. Передо мной – целеустремленный парень, который усерд­но осваивает сложную профессию, добивается первых успехов. Не благодаря врожденным талантам и сверхспособностям, а за счет трудолюбия, умения сконцентрировать усилия на саморазвитии. Алгоритм, которому при желании может следовать каждый. 

Поделиться

От СБ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *