FILE - In this photo released by Russian Defense Ministry Press Service on April 20, 2022, a Sarmat intercontinental ballistic missile is launched from Plesetsk in northwestern Russia. Sometime this summer, if President Vladimir Putin can be believed, Russia moved some of its short-range nuclear weapons into Belarus, closer to Ukraine and onto the doorstep of NATO’s members in Central and Eastern Europe (Russian Defense Ministry Press Service via AP, File)

Новая гонка ядерных вооружений уже идёт полным ходом, пишет The Washington Post. Россия и США модернизируют свои стратегические вооружения — более того, теперь появился новый фактор в лице Китая, который усиленно стремится их догнать. Если первая ядерная гонка привела к сложным двусторонним переговорам, то новая будет трёхсторонней и мучительно трудной, а концепция сдерживания станет ещё более непредсказуемой и страшной, чем во времена холодной войны.

Мир вступает в опасную гонку ядерных вооружений, подобной которой не было со времён создания первой атомной бомбы, но она необязательно должна закончиться катастрофой, пишет The Washington Post. Договора о контроле над ядерными вооружениями, поддающиеся проверке и имеющие обязательную силу, направленные на ограничение или сокращение запасов и предотвращение просчётов и ошибок, могут привести к большей стабильности. Для этого потребуется политическая воля лидеров США, России и Китая, которой сегодня не наблюдается.

Новым фактором является Китай, который стремится в ближайшее десятилетие сравняться по ядерному арсеналу с США и Россией. Если первая гонка вооружений привела к двустороннему торгу, часто со стратегическим маневрированием, как в шахматах, то новая будет трёхсторонней и мучительно трудной. Концепция сдерживания с помощью оружия — сохранение реальной ядерной угрозы, чтобы удержать других от нападения, — будет ещё более непредсказуемой и страшной, чем во времена холодной войны, подчёркивает издание.

Почему это важно? Ядерное оружие способно уничтожить общество: ядерный огонь мощнее в 10—100 млн раз, чем химический огонь в обычных взрывчатых веществах. Хотя ядерное оружие не применялось в боевых действиях со времён Второй мировой войны, риски были значительными: по крайней мере 8 стран, обладающих ядерным оружием, провели 2056 испытаний ядерного оружия под землёй и в воздухе, а также десятки ложных тревог и близких к ним случаев. Опасность недоразумений и просчётов возрастает, когда ядерное оружие находится в состоянии готовности к пуску, как это происходит сегодня в США и России. Более того, Россия неоднократно угрожала применить ядерное оружие в ходе войны против Украины, показыва я, что даже в случае неприменения ядерного оружия оно может играть огромную роль в принуждении и конфликтах.

Новая гонка вооружений уже идёт полным ходом, отмечает The Washington Post. Комиссия конгресса по стратегической перспективе США недавно пришла к выводу: «Китай наращивает ядерные силы в таких масштабах и темпах, каких не было со времён гонки ядерных вооружений между США и СССР, завершившейся в конце 1980-х годов». Считается, что Китай, который ещё несколько лет назад имел около 200 ядерных боеголовок, теперь имеет более 500 и стремится к 2030 году иметь более 1000 боеголовок по сравнению с 1550 боеголовками, развёрнутыми в США и России.

Китай также создал зарождающуюся триаду стратегических средств «земля — море — воздух», как это сделали США и Россия. Ожидается, что ракеты наземного базирования будут находиться в состоянии повышенной готовности. Пекин инвестирует в противоспутниковое и гиперзвуковое оружие. Усилия Китая «превосходят предыдущие попытки как по масштабам, так и по сложности», говорится в последнем ежегодном обзоре военной мощи Китая, подготовленном Пентагоном.

Россия, на которую давит конфликт на Украине, экспериментирует с крылатой ракетой с ядерным зарядом, способной пролететь тысячи километров. Соединённые Штаты также находятся в стадии модернизации стратегического вооружения: на горизонте маячат новые бомбардировщики, ракеты и подводные лодки. Комиссия по определению структуры вооружений отметила, что сейчас США распространяют зонтик ядерного сдерживания на более чем 30 официальных союзников, на долю которых приходится треть мировой экономики, и сохранение этих союзов и надёжного сдерживания будет иметь ключевое значение в эпоху конфронтации с авторитарными Россией и Китаем.

Замедлить новую гонку вооружений практически невозможно, подчёркивает издание. Предыдущие договора о контроле над вооружениями прекратили своё действие или были ослаблены, за исключением нового договора СНВ, и сомнительно, что удастся договориться о его преемнике, когда срок его действия истечёт в 2026 году. Как недавно отметил Консультативный совет по международной безопасности при Госдепартаменте, глубокая неопределённость в отношении намерений и сроков Китая срывает любые попытки достичь численного соглашения с Россией. И это лишь верхняя часть айсберга сложностей в потенциальных трёхсторонних переговорах.

После долгого отказа даже обсуждать ограничения на ядерные вооружения Китай 6 ноября направил в Вашингтон для переговоров представителя по контролю над вооружениями. Это уже хоть какая-то возможность, и США следует предпринять целенаправленные усилия, чтобы расширить её. На первых порах путь к прогрессу может состоять из «маленьких шагов» с упором на снижение рисков и прозрачность. Роуз Готтемюллер, которая была главным представителем США на переговорах с Россией по новому договору СНВ, предложила США начать с переговоров с Китаем и Россией об ограничении ракет средней дальности, поскольку китайцы имеют равные возможности как с США, так и с Россией и поэтому могут быть заинтересованы во взаимном ограничении.

Дипломатия остановила гонку ядерных вооружений в 1980-х годах во многом благодаря тому, что у двух политических лидеров — Рональда Рейгана и Михаила Горбачева — хватило для этого дальновидности. Сейчас наличие такой воли в дефиците, отмечает The Washington Post. Но было бы разумно искать скромные возможности для подготовки к заключению договоров в будущем. Безудержная гонка вооружений будет дорогостоящей, рискованной и ещё более умопомрачительной, чем трёхсторонние переговоры по её прекращению, заключает издание.

Поделиться

От RT

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *