В Беларуси принимается большое количество различных программ и стратегий для экологии страны, значительное внимание уделяется вопросам минимизации вредного воздействия производства на окружающую среду, но не менее пристальное – вопросам изменения климата и влияния этого процесса на все страны мира. Недавно прошел Всемирный саммит по борьбе с изменением климата в Дубае, где принял участие Президент Беларуси Александр Лукашенко. На мероприятии он озвучил подходы и предложения по решению глобальных вопросов климатической и экологической безопасности. О глобальном характере этой проблемы и итогах саммита корреспонденту БЕЛТА рассказал заведующий отделом природопользования и развития зеленой экономики НИЭИ Министерства экономики Александр Шушкевич.

– Климатическая повестка остро стоит сегодня во всем мире. Какие последствия влечет за собой изменение климата?

– Проблема изменения климата носит глобальный характер и оказывает значительное влияние на все стороны общественной жизни. В нашей республике наиболее заметными проявлениями климатических изменений являются более теплый холодный период года, увеличение частоты и интенсивности климатических аномалий и экстремальных погодных явлений, таких как волны жары, сильные ветры и дожди, все чаще наблюдаются засухи.
Все это имеет по большей части неблагоприятные последствия для социально-экономического развития – повышение риска для здоровья и жизни граждан, снижение урожайности сельскохозяйственных культур, гибель лесных насаждений, сбои в энергоснабжении и транспортных перевозках, разрушение зданий и конструкций, нарушение экологического равновесия и многое другое.

Для всех стран проблема изменения климата является чрезвычайно актуальной, о чем свидетельствует значимое место климатической политики в общественно-политических и научных дискуссиях. К Парижскому соглашению, принятому в декабре 2015 года в целях борьбы с изменением климата и его негативными последствиями, присоединились 194 страны. Более 140 стран к настоящему времени сделали заявления об углеродной нейтральности и реализуют активную климатическую политику, выражающуюся в изменении регуляторных норм, внедрении экономических и рыночных инструментов стимулирования, финансировании низкоуглеродного развития.

По данным Всемирного банка, в мире действуют 73 углеродных налога или схем торговли квотами на выбросы парниковых газов в 39 национальных юрисдикциях и 33 субнациональных юрисдикциях (городах, штатах и регионах). Действующие механизмы охватывают около 23% мировых выбросов парниковых газов. При этом ряд стран объявили о планах по расширению охвата существующих инструментов или принятию новых.

Есть механизм трансграничного углеродного регулирования Европейского союза (CBAM), предполагающий установление платы за углерод в отношении импортируемой продукции (цемента, черных металлов, алюминия, электроэнергии, удобрений и водорода). Он вступил в силу с 1 октября 2023 года. На первом этапе импортеры обязаны ежеквартально отчитываться об углеродном следе импортируемой продукции. А уже с 1 октября 2026 года импортеры должны будут платить за выбросы, образовавшиеся при производстве таких товаров, через покупку специальных сертификатов.

Ужесточение углеродного регулирования в странах, являющихся торговыми партнерами Республики Беларусь, приводит к возникновению другого рода рисков, так называемых рисков климатического перехода, связанных с ограничением доступа отечественных товаропроизводителей к внешним рынкам товаров и капитала. Например, по оценкам нашего института, внедрение того же CBAM может привести к снижению дохода от экспорта углеродоемких товаров в ЕС на 3-5%. В наиболее уязвимом положении находятся производители цемента и аммиака.

Влияние климатической повестки выражается и в изменении структуры инвестиций. Все больше финансовых институтов заявляют о соблюдении принципов ответственного инвестирования и приоритетном вложении средств в проекты устойчивого развития. Так, Евразийский банк развития планирует к 2026 году не менее четверти своих активов направлять в проекты, обеспечивающие вклад в достижение Целей устойчивого развития ООН, в том числе на борьбу с изменением климата. Все это говорит о том, что тем предприятиям, которые не уделяют зеленой повестке должного внимания, со временем будет все тяжелей находить заемные средства. Предприятия же с высокими стандартами корпоративной социальной и экологической ответственности имеют более широкие возможности привлечения финансовых ресурсов, в том числе на более выгодных условиях.

– Как это затронуло Беларусь?

– Как физические, так и переходные риски вынуждают Беларусь не стоять в стороне от решения одной из наиболее важных проблем современности. Наша страна одной из первых подписала Парижское соглашение по климату. Хотя мы и маленькая страна, но также можем внести свой вклад в решение глобальной проблемы изменения климата.

Во-первых, путем сохранения уникальных экологических систем и природных комплексов, обеспечивающих поглощение десятков миллионов тонн углекислого газа. Нам удалось сберечь в естественном, так называемом первозданном, виде крупнейшие в Европе болотные экосистемы. У нас один из самых высоких в европейском регионе показателей лесистости территории (40,1% в 2022 году.). Наша страна обладает уникальными природными ресурсами, и мы должны их сберечь, а для этого их необходимо оценивать не только с точки зрения стоимости ресурсного (сырьевого) потенциала, но и всего многообразия оказываемых обществу, в том числе международному, экосистемных услуг.

Во-вторых, посредством производства и поставки товаров с минимальным углеродным следом. Благодаря введению в эксплуатацию АЭС и высокой доле зеленых источников в выработке энергии мы способны предложить нашим зарубежным партнерам цемент, сталь, минеральные удобрения и многие другие товары с низкой углеродоемкостью.

И в-третьих, посредством использования устойчивых методов производства в агропромышленном комплексе и поставки экологически чистых продуктов питания, в том числе если рассматривать выбросы парниковых газов в производственной цепочке.

Не менее важным является вклад в решение проблемы изменения климата каждого из нас. Снижению углеродного следа нашего индивидуального потребления будет способствовать использование устойчивых способов транспорта, например, средств индивидуальной мобильности, общественного транспорта, периодический отказ от использования собственного автомобиля (например, раз в неделю), рациональное использование электроприборов и оборудования, отказ от потребления одноразовых товаров и выбор в пользу б/у либо отремонтированных товаров, раздельный сбор отходов и многое другое.

– Недавно состоялся Всемирный саммит по борьбе с изменением климата в Дубае. Какие вопросы обсуждались в рамках этого мероприятия? Какие договоренности достигнуты?

– На климатическом саммите обсуждался широкий круг вопросов, важнейшими из которых являлись дальнейшее снижение выбросов парниковых газов и энергетический переход, адаптация к изменению климата, формирование устойчивых продовольственных систем и сельского хозяйства, справедливый переход, означающий, что всем людям, вовлеченным в процесс перехода на возобновляемую энергию, будет обеспечен справедливый доход и достойная жизнь. Одной из ключевых тем в повестке саммита также являлось глобальное подведение итогов, подразумевающее первую оценку результатов, достигнутых мировым сообществом после подписания в 2015 году Парижского соглашения.

Значительное внимание в ходе прошедших дискуссий уделялось вопросам финансирования усилий, направленных на борьбу с изменениям климата, в частности созданию Фонда потерь и ущерба для наиболее подверженных изменению климата государств, главным образом это страны Глобального юга, реализации статьи 6 Парижского соглашения по созданию и функционированию углеродных рынков, механизмам и способам привлечения климатического финансирования, потребности в котором оцениваются в $100 млрд в год.

Лукашенко призывает международное сообщество не высказывать “озабоченности”, а действоватьОдной из центральных тем климатического саммита в Дубае ожидаемо стало обсуждение роли ископаемого топлива в будущем. В итоговой резолюции принято решение о планомерном уходе от использования ископаемого топлива к 2050 году. При этом каждая страна имеет возможность идти к цели своим путем, включая развитие атомной энергетики и даже использование природного газа, имеющему статус “переходного топлива”.

В итоговой резолюции также отмечена необходимость (с учетом национальных обстоятельств) утроить к 2030 году мощности ВИЭ, удвоить глобальные темпы повышения энергоэффективности, бороться с метановой эмиссией, поэтапно отказываться от неэффективных субсидий на ископаемое топливо, ускорения сокращения выбросов от автотранспорта, разработки и реализации национальных планов адаптации к изменению климата.

Поделиться

От БЕЛТА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *