Армия суверенного государства

Беларусь — страна миролюбивая, но это не повод самоуспокаиваться. О безопасности забывать нельзя. Международная обстановка, конфликты у наших границ, агрессия и милитаризация соседей обязывают нас быть бдительными, а значит, укреплять обороноспособность. В этих условиях роль белорусских Вооруженных Сил только возрастает. Из бедной и фактически деморализованной армии начала 1990‑х нам удалось создать мощные и по максимуму боеспособные войска. Вспоминаем, как это было и за счет чего в государстве обеспечиваются мир и порядок.

Президент Беларуси Александр Лукашенко:

— Мы должны быть максимально готовы к нейтрализации рисков и угроз. Нет страны и народа, которые последние десятки лет могли бы чувствовать себя в абсолютной безопасности. Военная сила вновь стала главным аргументом мировых центров решения вопросов.

На расширенном совещании с руководящим составом государственных органов системы обеспечения национальной безопасности, 20 февраля 2024 года.

Путь испытаний

В начале 1990‑х ведомые западными опекунами политики фактически низвели до нуля авторитет армии. Даже еще не родившуюся белорусскую армию боялись как наследницу и преемницу Краснознаменного Белорусского военного округа Советской армии, поэтому разоружали, разукомплектовывали, разворовывали и распродавали. Насаждая нарративы, что воевать больше не с кем, что армия вне политики, ее планомерно выводили из жизни страны. Груды распиленных танков, довольные нашей конверсией и разоружением западные контролеры. Беларусь обманом лишили ядерного статуса и щита, подсунув липовые гарантии, которые никогда выполнять и не собирались. Из армии уходили ценные, с боевым опытом, военные кадры, умирало и ее оснащение. Военных публично упрекали в иждивенчестве и жизни за счет народных налогов. Даже боевая подготовка армейских остатков была свернута. Молодежи внушалось, что служба в армии — пустая трата времени. Матерей держали в страхе перед возможностью призыва. Главным было не пойти на «срочку» в армию, а откосить и уклониться всеми способами…

— 1991 год. В течение буквально короткого времени Республика Беларусь осталась без золотого запаса, без нефти и газа, с разваливающейся армией, — вспоминает профессор кафедры идеологической работы и социальных наук Военной академии, экс-пресс-секретарь Министерства обороны Владимир Макаров. — Никогда не хотел бросать камень в адрес военных и руководителей того времени. Ведь в том числе благодаря тем генералам и офицерам, которые тогда своей волей удержали и сохранили ядро армии, в 1994 году и началось возрождение. Денежное довольствие для командира взвода составляло 22 доллара, для командира полка — 50, в то время как группировка войск насчитывала более четверти миллиона человек. К сожалению, в тот период решения принимались далеко не оптимальные. Многие процессы были связаны с некомплектом личного состава. Мы, наверное, единственное государство, где командирами танков были выпускники военных училищ. На тот период не существовало даже Концепции национальной безопасности. Но самое страшное, что происходило, — была попытка ликвидировать духовную основу нашей государственности.

Впрочем, справились. Военное строительство приобрело концептуальный характер после избрания Александра Лукашенко Президентом Республики Беларусь. Главнокомандующий Вооруженными Силами с первых дней поставил задачу по обеспечению военной безопасности страны, становлению и преобразованию армии суверенной и независимой Беларуси, определил стратегию и направления реформирования Вооруженных Сил. Именно в период с 1995 по 2000 год удалось решить многие существовавшие на тот момент проблемы.

Те годы вспоминал и Александр Лукашенко. На первом этапе реформирования, рассказывал он во время посещения в 2018 году одного из полигонов в Ивацевичском районе, нужно было определиться с численностью. Было принято решение: сократить армию до 100 тысяч человек.

— Мы были вынуждены спокойно сокращать Вооруженные Силы. Тогда не стоял вопрос о том, что мы будем что-то модернизировать, создавать новое, — говорил Президент. — Тогда стоял вопрос, как сохранить то, что осталось от СССР. И многие помнят, что наши доморощенные, которые сейчас якобы хотят быть у власти, начали резать все. Немцам продавали уже порезанную, подготовленную бронетехнику для того, чтобы там могли переплавить и сделать в НАТО свое оружие.  

Министерство обороны во исполнение поставленных Главнокомандующим задач определило для себя на текущий год приоритетные направления деятельности, которые озвучил министр обороны Виктор Хренин:♦ Во‑первых, не допустить снижения достигнутого уровня боевой готовности войск.

♦ Во‑вторых, в полной мере и качественно реализовать спланированный комплекс мероприятий строительства Вооруженных Сил.

♦ В‑третьих, добиться повышения результативности мероприятий оперативной и боевой подготовки, в первую очередь проводимых на местности.

♦ Четвертая задача — повысить уровень укомплектованности военными кадрами.

♦ Пятой задачей считаю поддержание положительной динамики в вопросах воинской дисциплины.

♦ Шестая задача — недопущение снижения уровня исправности техники и повышение укомплектованности войск новыми и модернизированными образцами вооружения.

Отметим, что сегодня воины Вооруженных Сил свято хранят и приумножают боевые традиции старших поколений, совершенствуют боевое мастерство и успешно решают сложные учебно‑боевые задачи. Нет сомнений, что и выполнение обозначенных стратегических задач будет обеспечено сполна. Но для этого все мы, все белорусское общество должно быть единым монолитом. Неприступной твердыней, защищающей свою безопасность, справедливость и мир на своей земле.

Президент Беларуси Александр Лукашенко:

— Обострение международной обстановки выдвигает на первый план вопросы внешней и внутренней безопасности нашего миролюбивого государства. Наиболее весомым аргументом, способным охладить горячие головы, является белорусская армия. Она мобильна, хорошо обучена и вооружена современными средствами ведения боя. Народ Беларуси может быть уверен, что мирная жизнь в нашем государстве, его территориальная целостность надежно защищены.

Из Послания белорусскому народу и Парламенту, 21 апреля 2017 года.
Этапы становления
Сделать предстояло многое. Были созданы мобильные силы, усовершенствована система контрактной службы, оптимизирована система подготовки войск и военного образования, приняты нормативные документы, объединены военно-воздушные силы и войска противовоздушной обороны, фактически ставшие щитом Беларуси в воздушном пространстве. В составе сухопутных войск и системе ВВС и войск ПВО были созданы соответствующие командования, а кроме того, отдельные объединения оперативного и оперативно-тактического уровня, способные действовать самостоятельно на отдельных операционных направлениях. В 2007 году в структуре Вооруженных Сил как отдельный род войск появились силы специальных операций.

Начало 2000‑х для геополитики — это война за войной на Ближнем Востоке. Ирак, Афганистан, Иран. США и НАТО уже тогда вовсю показывали свой агрессивный настрой. Чтобы понять особенности современной войны, а главное — переформатировать Вооруженные Силы, в Беларуси были созданы специальные научно-исследовательские группы.

— И нам надо было, реформируя уже созданные Вооруженные Силы, на марше перестраиваться. Но мы же не будем воевать в пустыне, у нас совершенно другие условия. Стоял вопрос, как приспособить армию и вооружение к нашим условиям, 

— вспоминал в 2018 году, будучи на полигоне в Ивацевичском районе, Александр Лукашенко. — Потом были очередные войны. Это был третий этап. Мы вынуждены были создавать силы специальных операций. Мы поняли, что фронт на фронт нигде воевать не будут, нужно высокоточное оружие, специально подготовленные силы, чтобы защитить страну и нанести противнику неприемлемый ущерб… Для нашей Беларуси не танки главное, не самолеты, а специальные войска. Мы должны в любой точке Беларуси (если что-то вдруг произойдет) быстро появиться, нанести удар по бандитам и тем, кто посмеет к нам сунуться, и уйти. То есть скорость, маневренность. И под эти войска — силы специальных операций и прочие — мы должны были создавать в том числе и новое оружие. Но только то, которое надо.

Оборонный суверенитет

Ракетостроение, производство беспилотных летательных аппаратов, углубленная модернизация танков, реактивные боеприпасы. Акцент Президента — на импортозамещении. Позиция Главы государства: если что-то случится — не факт, что нам помогут. Ежегодно на вооружение отечественной армии поступает около 70 новых образцов. Это и новинки отечественного ВПК, и модернизированные образцы, и импортные аналоги. Оружие, способное защитить нашу страну, у Главы государства на личном контроле. Многие образцы Александр Лукашенко осматривал лично.

Отвечая на вопрос, что эффективнее — создавать с нуля новое оружие, модернизировать советские образцы или закупать импортное, председатель Госкомвоенпрома Дмитрий Пантус 27 октября 2022 года в интервью «СБ. Тенденции» отметил следующее — с учетом современного опыта однозначно сказать нельзя:

— Эксперты смогут вам привести массу примеров, когда многолетние и затратные работы по созданию «чудо-оружия» прекращались из-за отсутствия видимых перспектив для достижения заявленных характеристик, возможностей дальнейшего финансирования, ввиду других причин. И наоборот, среди некоторых образцов вооружения есть «долгожители», которые с периодически проводимыми доработками находятся на вооружении в течение нескольких десятков лет.

Поделиться

От СБ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *