Кошмары Озаричей снятся до сих пор бывшему узнику лагеря смерти Евгению Пашковскому. Своими воспоминаниями свидетель страшных событий поделился с журналистами на мемориале в Озаричах на митинге-реквиеме “Память”, посвященном 80-й годовщине освобождения узников, передает корреспондент БЕЛТА.

На траурный митинг Евгений Пашковский приехал из Москвы, где сейчас живет. Родом же он из Лебедевки Жлобинского района.

В своей большой семье Женя был самым младшим. В 1943 году Пашковские ушли из родной деревни, которую захватили немцы.

“Приютились мы в Жлобине в одном из домов, но немцы и там нас настигли”, – рассказал бывший узник.

Навсегда ему запомнился тяжелый путь в Озаричи.

“У моего десятилетнего брата Гриши в руках был узелок муки. И немец издевательски разрезал этот узелок, вся мука рассыпалась под ноги”, – описывает один из эпизодов дороги Евгений Пашковский.

Когда дошли до Озаричей, люди увидели колючую проволоку и поняли, что попали в концлагерь. На тех, кто сопротивлялся идти за эту проволоку, натравливали собак.

Бывший узник лагеря смерти “Озаричи”: ужас пережитого в те страшные дни преследует всю жизнь
“Лагерь представлял собой болото. По периметру стояли пулеметные вышки с охраной. Мы находились все время на снегу. Разводить костры запрещалось, собирать хворост для постилок тоже. Из узников немцы намеревались сделать живой щит от солдат Красной армии. Людей заражали сыпным тифом. И в таких условиях ежедневно умирало много людей”, – поделился тяжелыми воспоминаниями бывший узник.

Запомнился ему и момент, когда немцы привезли хлеб с опилками: “Его бросали через колючую проволоку. Одна женщина, немощная, не поймала хлеб. И его швырнули прямо ей в лицо”.

“Моей маме как-то удалось раздобыть просо. Его завернули в ткань и дали мне – я жевал”, – добавил Евгений Пашковский.

Врезались в детскую память и первые минуты после того, как немцы отступили. “Узники, у кого были силы, решили выйти, но подорвались на минах. Фрагменты тел взлетали и попадали на деревья. Нас, детей, освободители выносили на руках, лежачих вывозили на санях, на носилках. Кто держался – выводили по узким разминированным тропинкам”, – говорит, словно возвращаясь в прошлое, собеседник.

“Кошмары лагеря мне снятся до сих пор. Не дай Бог никому такое пережить когда-нибудь еще раз”, – заключил Евгений Пашковский.

Озаричский лагерь смерти был создан в марте 1944 года. Части вермахта, дислоцировавшиеся в двух километрах от Озаричей, оказались в ситуации, когда талыми водами затапливало укрепрайон. Командование понимало, что сдержать наступление Красной армии будет тяжело. Поэтому солдат отвели на запад, а в болота загнали местное население – стариков, женщин и детей, чтобы создать живой щит. Здесь применили бактериологическое оружие – сыпной тиф. По расчетам фашистов, щит из зараженных людей должен был обеспечить отвод немецкой армии и способствовать заражению советских солдат 65-й армии генерала Павла Батова. По оценкам историков, к 19 марта освободили 33,48 тыс. человек. Средняя продолжительность жизни в Озаричах составляла около трех суток. Лагерь просуществовал всего 10 дней, погибли в нем не менее 20 тыс. человек. В память узников лагеря смерти в 1965 году создан мемориальный комплекс “Озаричи”. Обновленный после масштабной реконструкции мемориальный комплекс открыли в декабре 2023 года.

Поделиться

От БЕЛТА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *