В распоряжение белорусских прокуроров попала очередная серия ранее неизвестных документов, подтверждающих сведения о геноциде белорусского народа в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период. Речь идет о документах из Российского государственного архива социально-политической истории (РГАСПИ) и Центрального архива Министерства обороны (ЦАМО) РФ. Корреспондент БЕЛТА публикует некоторые новые факты преступных действий немецко-фашистских захватчиков на территории Гомельской области, обнаруженные прокурорскими работниками.


Так, в архивных документах РГАСПИ содержится информация секретаря ЦК КП(б) Беларуси Владимира Малина от 10 декабря 1943 года о положении в освобожденных районах, в том числе сведения о положении дел в городе Гомеле, о разрушениях зданий, мостов, парка. Также указываются сведения о том, что за два года оккупации города расстреляно и замучено до 50 тыс. человек. Перед отступлением немцы в период с 22 по 26 ноября расстреляли более 6 тыс. человек заключенных, находящихся в гомельской тюрьме. В городе Гомеле (на 10.12.1943) насчитывается до 10 тыс. населения.

В докладной записке начальника Белорусского штаба партизанского движения Петра Калинина от 14 сентября 1943 года содержатся сведения о том, что 6 августа 1943 года в город Гомель прибыл эшелон общим количеством 95 вагонов молодежи 1924-1925 годов рождения. У этой молодежи было взято чрезмерно большое количество крови, в результате чего произошло обеднение мозга и все они сошли с ума. Всех распустили по домам. 12 августа из Германии прибыл еще один эшелон русской молодежи, получившей на каторжной работе острую форму туберкулеза. Все также распущены по домам.

В ходе осмотра архивных материалов ЦАМО прокурор выявил ранее неизвестные документы (акты), в которых есть сведения об уничтожении немецко-фашистскими захватчиками 14 января 1944 года мирных граждан и полном сожжении деревни Ола Паричского района (ныне современная территория Светлогорского района). К слову, после войны деревня Ола не возродилась. Сейчас на ее территории расположен мемориальный комплекс “Ола” (открыт в 2020 году).

Также выявлен ранее неизвестный акт от 2 января 1944 года о зверствах немецких оккупантов в деревне Затон Стрешинского района Гомельской области (ныне современная территория Жлобинского района). В нем содержатся сведения о совершении в декабре 1943 года убийства шести местных жителей, возраст которых составлял от 50 до 73 лет, об избиении несовершеннолетней Козыревой Н.В., об угоне ее матери и сестер в немецкое рабство, а также о сожжении 24 домов этого населенного пункта.

Среди архивных материалов ЦАМО также найдены ранее неизвестные акты о злодеяниях немецко-фашистских захватчиков в период временной оккупации Полесской области от 26 и 28 июня 1944 года, в которых содержатся сведения о сожжении сел Октябрьского и Петриковского районов и о зверствах в отношении мирного населения.

В частности, из документов следует, что “…В марте 1942 года фашистами был учинен организованный погром в селах Октябрьского района Полесской области. При этом было сожжено до основания большое количество населенных пунктов, среди которых указаны населенные пункты Октябрьского района – Ковали, Курин, Лавстыки, Вежин, Карпиловка, Рудня, Смуга, Косаричи, приграничные населенные пункты Петриковского района – Долгие Нивы, Хойно (речь идет о деревне Хвойня). Почти все мирное население этих сел было истреблено”.

Так, из 2 тыс. жителей села Ковали удалось спастись только 81 человеку, остальные заживо были сожжены в домах. Во время оккупации немецко-фашистские захватчики систематически творили бесчинства в отношении мирного советского населения. Насиловали девушек на глазах у родителей и затем убивали. Например, была изнасилована 7 немцами 16-летняя Нина Сосновская из села Михайловское. Детей от двух до шести лет использовали для переливания крови раненым немецким солдатам, после чего дети умирали. Так погибли двое детей гражданки села Курино Гриневич Е.З. – Катя 6 лет и Соня 2 лет.

В том же селе немецкие изверги истребили все мирное население, не успевшее скрыться. Они согнали жителей в дома в таком количестве, что там можно было только стоять, облили дома керосином и подожгли. Над селом долгое время стоял смрад от сгоревших человеческих тел.

Слепую 95-летнию Мацигуд А.И. выволокли на улицу, облили керосином и на глазах у населения сожгли. 9-летнего Колю Мацигуд, пытавшегося бежать из горевшего дома, поймали и бросили в огонь.

В документе говорится, что “из 113 дворов села Лавстыки не осталось ни одного двора. С начала немецкой оккупации уничтожено 297 мирных жителей. Осталось в живых 155 человек. Также немцы забрали весь колхозный скот более 100 голов”.

Осматривая архивные материалы ЦАМО, прокуроры Гомельской области выявили акт от 30 января 1944 года о зверствах немецких оккупантов в селе Михновичи Калинковичского района Полесской области, в котором отражены сведения об убийстве местных жителей Казака Д., Ершова П., Рогальского О., Града Е.Е., Трофимова И.Г., Град А.И. и Лобановой М.С., а также иные злодеяния.

В архивных документах фонда РГАСПИ обнаружено сообщение о зверствах немецко-фашистских захватчиков на временно оккупированной территории Белорусской ССР на 25 ноября 1943 года, в котором есть указание о том, что 21 октября 1943 года в Полесской области фашисты сожгли деревни Юшки, Булавки, Давыдовичи, Горо (речь идет о населенном пункте Гора), Передельная (Передельное), Уболоть, Зеленочь (Зеленочи), Вязовичи (Вязовица). Эти населенные пункты расположены на современной территории Калинковичского района.

По результатам изучения эти архивные документы прокурорскими работниками приобщены к материалам уголовного дела о геноциде белорусского народа в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период.

Поделиться

От БЕЛТА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *