Зеленый входит в моду

Создание Белорусской атомной электростанции дало толчок развитию целого ряда отраслей. Мирный атом не только гарантирует энергетический суверенитет и устойчивость энергосистемы, но и обеспечивает серьезные конкурентные преимущества для промышленности, науки, медицины, образования, сельского хозяйства. Также появление в стране собственной АЭС привело к бурному развитию электротранспорта. Сейчас количество электромобилей в стране приближается к отметке в 30 тысяч, а количество зарядных станций для них составляет более 1,5 тысячи. Тон моды задает китайский автопром. К списку стран — производителей легковых электрокаров присоединилась и Беларусь. Наш корреспондент не только побывал на производстве, но и лично протестировал новинку.

Экономично и экологично 

Для начала отметим, что для Беларуси электромобили стали уже неотъемлемой частью повседневной жизни, что оказывает положительное влияние на экономику страны. Одновременно решаются как экологические, так и экономические задачи. Сокращается использование ископаемого топлива, загружаются новые мощности в энергетике, создается новая отрасль. Если в 2020 году на дорогах страны ездило всего 80 единиц электрокаров, то сегодня уже почти 30 тысяч. Только за прошлый год прирост составил 14 200 единиц, что в 2,7 раза превышает показатель 2023 года.

— Есть основания полагать, что к 2030 году в стране будет зарегистрировано около 250—300 тысяч электромобилей, — уверен начальник управления базовых отраслей промышленности Министерства экономики Юрий Иванов. — В соответствии с поручением Главы государства и Правительства в стране созданы максимально благоприятные условия для увеличения количества электромобилей. Во-первых, это льготы, преференции. Речь идет об освобождении от «ввозного» НДС и НДС с оборотов, инвестиционном вычете и отсутствии платы за пользование коммунальными парковками. Во-вторых, установлены нулевая таможенная пошлина и на сегодня символический размер утильсбора, а также возможность двигаться по выделенным полосам.

Для комфортной зарядки электромобиля в Беларуси развивается сеть АЗС. 

— Если на начало 2024-го на одно зарядное устройство приходилось 8,8 электромобиля, то за год это соотношение фактически удвоилось и составило 16,8. По данному показателю наша страна не отстает от лидеров и входит в топ-15 стран мира, — отметил представитель Минэкономики.

Добро пожаловать в клуб

Спрос белорусов на электромобили в основном удовлетворяют предложения китайских и американских производителей. А емкость рынка, как и платежеспособность наших граждан, с каждым годом растет. Логично было в стране, где производят легковые автомобили, начать выпуск электрокаров. И вот этот день настал. 

— Мы начали производить электромобили, — с гордостью заявил директор СЗАО «БЕЛДЖИ» Геннадий Свидерский. 

Первым электромобилем, собранным в стране, стала новая модель Geely EX5. И она имеет белорусский VIN-код. Пока что это крупноузловая сборка. 

— Машина полностью сертифицирована в Беларуси, мы даем на нее длительную гарантию — 6 лет, — подчеркнул Геннадий Свидерский.

— В течение года автомобиль должен стать на конвейер, где будет применяться мелкоузловая сборка. Уже произведено 169 электромобилей. Они отданы в дилерскую сеть.

Технично и технологично

Немного о технических характеристиках новинки. Geely EX5 — компактный кроссовер длиной около 4,6 метра.  В авто встроен двигатель мощностью 218 лошадиных сил, который дает динамичное и уверенное движение даже с полной загрузкой. Разгон от 0 до 100 км/ч достигается всего за 6,9 секунды. Максимальная же скорость — 175 км/ч.  «Сердце» Geely EX5 — литий-железо-фосфатная тяговая батарея емкостью 60,2 кВт·ч. Ее главная фишка — способность обеспечить авто запасом хода до 430 км при полном заряде (по циклу WLTP). Проще говоря, из любой точки Беларуси в другой конец страны на машине можно будет доехать на одном заряде. Батарея успешно прошла огонь, воду и медные трубы. Ее тестировали на устойчивость к пожару, холоду, влаге и разного рода повреждениям. Базируется же новинка на платформе GEA. Спереди применены стойки McPherson, сзади — многорычажная подвеска. Длина колесной базы — 2750 мм. А вот клиренс — 175 мм. Внешне машина похожа на бензиновый Atlas второго поколения. При этом начинка — просто космос. Авто содержит все технические новшества, которые характерны для электромобилей: помощник водителю, сигналы, навигация, все русифицировано. Проще говоря — идеальный вариант для города и загородных поездок. 

Заявлено, что общий ресурс аккумулятора превышает 1 млн км пробега, или 3500 циклов зарядки. Что касается гарантии, то общая на автомобиль 6 лет или 150 000 км, отдельно на батарею — 8 лет или 150 000 км, а на лакокрасочное покрытие — 3 года или 60 000 км.

На рынок ЕХ5 выходит в двух комплектациях: Pro и Max. Первая включает полностью светодиодную оптику, систему бесключевого доступа, двухзонный климат-контроль, мультимедийную систему с 15,4-дюймовым экраном, систему кругового обзора. А вот во второй добавляется панорамная крыша, электропривод крышки багажника, вентиляция и массаж передних кресел, а также комплекс помощников управления. Что касается цены, то в первом исполнении авто обойдется покупателю в 73,9 тысячи рублей, во втором — 79,9 тысячи.

— Будем смотреть на спрос. При активных продажах производство будет увеличиваться. Мы хотим дойти до того, чтобы как минимум более тысячи электромобилей производилось, — сказал директор СЗАО «БЕЛДЖИ» Геннадий Свидерский. — Электромобили планируется реализовывать и в Беларуси, и в России. Очень надеемся, что они понравятся нашему потребителю. 

Но чтобы продажи белорусского электрокара успешно пошли и на российский рынок, нужно гармонизировать требования к электромобилям в двух странах.

— Мы на 20 процентов работаем на белорусский рынок, а на 80 процентов — на рынок Союзного государства. Поэтому для нас важно отмасштабировать продажи внутри страны, сервис и производство. А дальше еще сделать так, чтобы поставки были и в Российскую Федерацию. Для этого нам нужно гармонизировать требования по электромобилю, потому что сегодня требования в нашей республике значительно отличаются от российских. И последовательно проводя эту работу, мы хотим дойти до того, чтобы как минимум более тысячи автомобилей в следующем году можно было выпускать с конвейера нашего завода, — поделился планами Геннадий Свидерский.

Когда же свой

Не могли не задать вопрос директору предприятия о полностью белорусском электромобиле, создаваемом с белорусскими учеными на базе Belgee X50.

— Мы с Национальной академией наук сделали пять опытных образцов, они прошли испытания. Сейчас оценивается коммерческая составляющая этого проекта. Поставщики локализованных деталей пока не могут попасть в те цены, которые позволят сделать конкурентоспособный автомобиль, — отметил Геннадий Свидерский. 

Он также поделился планами завода по расширению линейки производимых автомобилей: 

— Хотим рассмотреть бюджетный электромобиль, который был бы более доступным по цене, чем ЕХ5. Образцы у нас уже на заводе есть, мы испытываем. И если увидим, что все нормально, то будем двигаться. Также в этом году планируем показать гибридную модель. Несколько машин для испытаний уже находятся на предприятии.

Тонкости производства

Не зря говорят, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. И мы решили посмотреть, как производятся электромобили на предприятии под Борисовом. С главным технологом СЗАО «БЕЛДЖИ» Сергеем Традчиком встречаемся на конвейере мелкоузловой сборки. 

— Первая партия электромобилей собиралась крупноузловым способом, — отметил он. — В Китае вышли в продажу только в октябре прошлого года. Тогда же было принято решение, что они будут собираться и у нас. И вот три недели назад мы собрали электромобиль с белорусским VIN-кодом. Сейчас мы с вами находимся на конвейере мелкоузловой сборки. В будущем рассчитываем, что именно тут и будем собирать EX5. Для того чтобы поставить автомобиль на конвейер, должна быть довольно продолжительная подготовка производства. То есть полностью автомобиль будет собираться из мелких деталей. Передний подрамник, электродвигатель, батарея, задний подрамник, элементы салона. Все будет делаться как на наших серийных автомобилях, таких как X50 и X70.

Строить отдельный цех по производству электромобилей «БЕЛДЖИ» не планирует. Во-первых, это долгий и дорогостоящий процесс, а рынок динамичный, надо оперативно реагировать на спрос соответствующим предложением. Поэтому новинка будет выпускаться на действующем конвейере. 

— Конечно, на первом этапе всегда все автомобили сразу делаем из китайских комплектующих. Уже после запускается процесс локализации. Начинаем от самых простых, которые уже производятся у нас в республике или в России. Это тоже процесс небыстрый, потому что это сертификация, проверки. Каждый элемент в автомобиле должен быть надежным, качественным и не повлиять на общее качество автомобиля. В принципе, электромобиль — такой же автомобиль, как с обычным двигателем. Но есть особенность: установка батареи. Она довольно большая и тяжелая. Весит около 450 килограммов. Соответственно, под установку этого элемента нужно дополнительное оборудование. Это все будет разрабатываться, приобретаться и внедряться, — добавил главный технолог.

Специально переобучать персонал не придется. Сборка электромобиля практически ничем не отличается от сборки классического авто. 

— Особых технических нюансов нет, потому что это агрегатная сборка. Берем агрегат, прикручиваем в соответствующее место — и все. Все стандартное, все одинаковое. В этом нам, конечно, помогают китайские специалисты, которые находятся тоже здесь, — рассказал Сергей Традчик. — У нас постоянная связь с китайской стороной, с заводом, который производит этот электромобиль. И они дали положительный отзыв на собранный в Беларуси электромобиль. Если бы были вопросы, машины не попали бы на склад готовой продукции.

Главный технолог «БЕЛДЖИ» уже успел оценить все преимущества собранного в Беларуси электромобиля и поделился впечатлениями:

— Я считаю, что это очень сбалансированный автомобиль по цене, качеству. И что мне особо нравится в нем — батарея. Она здесь имеет безопасную химию. То есть это литий-железо-фосфатные ячейки, которые при аварии не загорятся и не взорвутся. Обычно в электромобилях используются пожароопасные ячейки. При нарушении герметичности их потушить невозможно. Это, соответственно, определенный риск для водителя и пассажира. Вот в этом автомобиле батарея безопасна. Данному элементу китайские коллеги уделили очень большое внимание, поэтому мы даем на нее гарантию 8 лет. Такого нет ни у кого. Я считаю, что данный автомобиль будет востребован в Беларуси. Тут все сбалансированно: функционал, дизайн, цена. Думаю, здесь мы очень хорошо попадем в нишу. 

Личный опыт

Признаюсь, до этого дня у меня не было опыта управления электромобилем. И вдвойне приятно, что первый раз мое знакомство с миром электромоторов произошло на машине отечественной сборки. Поразили простота управления и комфорт. И особенно динамика. На тестовом полигоне «БЕЛДЖИ» авто в щадящем режиме разогналось до 100 километров менее чем за 7 секунд. Для кроссовера это довольно приличный показатель. В салоне торжество минимализма, который присущ китайскому автопрому. Сразу за рулем находится дисплей, выполняющий роль приборной панели. На нем как раз и отображаются скорость, дорожная обстановка и другая полезная информация. Хотя, объективности ради, благодаря хорошей проекции на приборный дисплей смотреть практически не приходится. Остальной функционал как на классическом электрокаре, доступен через большой 15,4-дюймовый дисплей. Мультимедиа под управлением Flyme OS работает шустро, и, что важно, голосовое управление русифицировано. Смена режимов движения происходит без физического переключателя: через шторку мультимедийного центра. Быстро и безопасно. Сам же рычаг выбора передач разместили справа на рулевой колонке. Материалы отделки панелей приятные на ощупь. Практически полное отсутствие глянца. Много имитации под дерево, что приятно как визуально, так и тактильно. Водителю управлять новинкой максимально комфортно. Передние кресла оборудованы функцией массажа, обогрева и вентиляции. Про пассажиров на заднем ряду производитель также не забыл. Их комфорт обеспечивается не только обогревом сидений, но и существенным запасом пространства. Порадовал своей вместительностью багажник. Основной объем багажного отделения составляет 461 литр, но при складывании спинок второго ряда его вместительность возрастает до 1877 литров. В общем, впечатлен и приятно поражен. 

Поделиться

От СБ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *