Есть время для донастройки
Сохранение благоприятных условий работы торговли и удовлетворение потребностей населения товарами повседневного спроса — на это нацелены новшества в системе маркировки и прослеживаемости товаров. Недавно принятое постановление Совмина № 528 дало дополнительное время для подготовки и внедрения этих механизмов. А постановление Правительства и Нацбанка № 529/24 упростило порядок работы для торговли в сельской местности и в небольших магазинах в ближайшие годы. Чем обусловлено принятие документов и какие корректировки они несут, узнавала корреспондент «Р».
Дали время на развитие и обучение
Заместитель начальника главного управления — начальник управления электронных систем контроля главного управления контроля реализации товаров и услуг Министерства по налогам и сборам Вячеслав Майковский рассказывает, что недавние большие новшества, связанные с введением маркировки товаров, заработали в Беларуси с 1 июля. Напомним то, что наверняка заметили потребители: на кассах самообслуживания при покупке ряда молочной продукции надо пробивать QR-коды — маленькие квадратики с зашифрованной подробной информацией о товаре. Параллельно специалисты Министерства по налогам и сборам анализировали, как идет процесс, и выявили ряд проблемных моментов. В частности, у малого бизнеса, который из-за недостаточности технических возможностей, подготовки кадров не смог обеспечить дифференцированный учет товаров.
— Для этого необходимо вести базу товаров, в которую нужно оперативно вносить всю поступающую в торговый объект продукцию, подлежащую маркировке, а также желательна интеграция учетных систем с электронными накладными. Для малого бизнеса все это в новинку, потому что до 1 июля они не должны были вести дифучет. Плюс мы видим, что не у всех получается работать с электронными накладными. Особенно остро эти вопросы возникали в сельской местности, где и так нехватка персонала, большинство из которого люди пенсионного возраста. Чтобы не допустить закрытия магазинов и сужения ассортимента из-за избегания закупки товаров, подлежащих маркировке, МНС инициировало подготовку постановления № 529/24, — прокомментировал собеседник.
Основное его новшество в том, что на территории сельской местности и в торговых объектах площадью до 200 квадратных метров до 1 марта 2029 года организации торговли вправе не вести дифференцированный учет товаров и не обеспечивать считывание кодов маркировки кассовым оборудованием, передачу в систему контроля кассового оборудования информации о продаже маркированных товаров.
— Если у магазина в глубинке или небольшого объекта есть возможность уже сегодня работать по общим правилам, мы только приветствуем это. Нет — есть 3,5 года на обучение, переоснащение, укомплектование кадрами и привыкание к новым требованиям. Пусть мы сделали небольшой шаг назад здесь в рамках цифровизации торговых процессов — в приоритете интересы покупателей на селе, —
подчеркнул Вячеслав Майковский.
Еще один пункт постановления дает возможность медработнику в сельской местности, где нет аптеки, реализовывать без использования кассового оборудования не только лекарственные препараты, но и медизделия и товары аптечного ассортимента.
— Здесь мы совместно с Минздравом уточнили пункт ранее принятого постановления Совмина и Нацбанка № 712/19. Согласно документу, с 1 июля жители небольших деревень могут купить в ФАПе без использования кассового оборудования лекарственные препараты, но не шприцы или бинты. В ответ на поступающие обращения предусмотрели возможность отпускать без кассы и такие товары, потому как не всегда те же фельдшеры подкованы в технологиях продаж, — пояснил представитель МНС.
Куда «переехали» сроки
Большой блок изменений заложен в постановлении Совмина № 528. Так, сокращен перечень товаров, сведения об обороте которых являются предметом прослеживаемости. Из списка исключены продукты питания, обувь и бытовая химия. Собеседник говорит, что МНС и в этом вопросе исходило из возможностей бизнеса и его готовности перейти на электронные накладные. Хотя, конечно, расширение списка товаров, подпадающих под прослеживаемость, дало бы Министерству антимонопольного регулирования и торговли как координатору торговой отрасли больше информации для анализа цен и контроля за рынком. Но опять же в приоритете необходимость удовлетворения спроса населения и недопущение сужения ассортимента востребованных товаров. Сейчас в списке прослеживаемых товаров остались вещи не ежедневной потребности. А именно бытовая техника: стиральные машины, пылесосы, домашние роботы-пылесосы, электрические утюги и чайники, кухонные комбайны, посудомоечные машины, мультиварки, микроволновые печи, электрические плиты и варочные панели, электродрели, фены для волос, телевизоры. Кстати, срок введения прослеживаемости как раз по этим позициям перенесен с 1 октября 2025-го на 1 марта 2026-го.
— Чтобы торговля могла спокойно подготовиться, мы инициировали такой перенос. Тем самым дали время еще раз проанализировать и донастроить свои бизнес-процессы, — акцентировал Вячеслав Майковский.
По сути, по этим же причинам сдвинули и сроки введения маркировки средствами идентификации безалкогольных напитков и соков — товаров массового спроса. Ожидалось, что с 1 октября их на кассе надо будет пробивать так же, как и молоко. Но сейчас обозначена другая дата начала — 1 мая 2026-го. Сделано это для того, чтобы снизить нагрузку как на производителей, так и на розничное звено.
— Когда мы вводили маркировку QR-кодами молочной продукции, преследовали цель не потерять российский рынок. Там остро стоит вопрос защиты потребителей от некачественного продовольствия. При этом в России маркировка соков и безалкогольных товаров уже введена, наши экспортеры спокойно работают, поставляя маркированные кодами восточной страны-соседки товары. Переход от маркировки унифицированными контрольными знаками к маркировке средствами идентификации, по нашему мнению, занял бы дополнительное время и вызвал сложности. Плюс к нам обращались производители из России с такой просьбой. Потому что и им потребовалось дополнительное время для перестройки своих бизнес-процессов для поставок продукции к нам и обеспечения передачи данных о маркированных товарах. Потому и сдвинули срок на полгода, — рассказал собеседник.
Еще один пункт касается исключения из перечня товаров, подлежащих маркировке, бывших в употреблении мобильных телефонов и ноутбуков. Этот шаг — ответ на обращения бизнеса, у которого возникали сложности в описании таких устройств в банке электронных паспортов товаров для их последующей маркировки. На трудозатраты сетовали и владельцы ломбардов, комиссионных магазинов, организаций, продающих новые телефоны при зачете старых.
— Этот вопрос мы проработали с МАРТ, обсудили с коллегами из России — введение маркировки гаджетов у них намечено на декабрь. Схожие вопросы были и там по бывшим в употреблении телефонам и ноутбукам. Сообща пришли к решению, — отметил Вячеслав Майковский.