В рамках Комплексной программы развития электротранспорта в стране в 2023 году Правительство приняло решение о реализации пилотного проекта по поставке в города Беларуси электробусов. Проект также предусматривал решение всех вопросов, связанных с инфраструктурой. В Жодино провели соответствующий тендер и закупили необходимые зарядные станции. Минэнерго решило вопросы подведения сетей. Так в городе появились не только электробусы, но и вся необходимая инфраструктура. Подробности развития электротранспорта в Беларуси рассказали в эфире телеканала «Беларусь 1» в программе «На контроле Президента».
По городским маршрутам
Каждый жодинец знает: если электробус бирюзовый, значит, он новенький. Горожане уже привыкли к зеленым поездкам. 14 новых машин курсируют по городским маршрутам с 2024 года. Председатель Жодинского горисполкома Александр Цивако отмечает:
— Пилотный проект «Зеленый город» доказал свою эффективность, поступает много положительных отзывов. В полном объеме он будет реализован в 2026 году.
Обычный рабочий день в жодинском автопарке сегодня выглядит так: часть электробусов курсирует по городу, часть — в ожидании своей смены. Заряжают электробусы в самих транспортных депо, в среднем на полную зарядку машины уходит до шести часов.
— На территории предприятия находится семь зарядных станций, две — на территории автостанции для дозарядки. Электробусы — современный вид техники, он более удобный и экологичный, — подчеркивает директор филиала «Автомобильный парк № 18» ОАО «Миноблавтотранс» Юрий Кульвановский.
Электробусы рассчитаны на 34 пассажирских места, еще 64 человека могут ехать в них стоя. Есть место для инвалидной и детской коляски. Нет проблем и с техническим обслуживанием. Автопарк постоянно в тесном контакте с производителем.
Подобные пилотные проекты реализуются также в Шкловском районе и Новополоцке.
Участвуют исключительно отечественные производители пассажирского электротранспорта. Уже с уверенностью можно сказать, что получились отличные наглядные примеры и для потенциальных иностранных заказчиков. Не зря Президент на переговорах с зарубежными делегациями всегда обращает внимание: белорусы могут не просто штучно продавать технику, но и реализовывать зеленый городской проект под ключ.
По пути развития инноваций
Электротранспорт — визитная карточка Беларуси. Наши электробусы, троллейбусы и трамваи колесят в разных уголках планеты. Поэтому развитие сферы — на особом контроле. Реализация пилотных проектов в Жодино и Шклове показала как плюсы, так и минусы. Выводы сделаны.
Стоит отметить, что электробус считается инновационным пассажирским транспортным средством, который объединяет в себе преимущества троллейбуса и автобуса и исключает их недостатки. К примеру, ряд моделей вскоре пополнит автопарк Могилева, также скоро можно будет увидеть электробусы и на столичных проспектах.
В эфире рассказали, что Е321 — самая продвинутая модель в линейке предприятия «БКМ Холдинг» (широко известного как «Белкоммунмаш»). Такие курсируют по трем городским и 19 пригородным маршрутам Шкловского района. Транспорт рассчитан на перевозку 67 пассажиров, 31 сидячее место. Запас хода от одной зарядки составляет 200 километров. На заводе отмечают: при всей популярности электробусов не стоит списывать со счетов троллейбусы и трамваи. Они по‑прежнему востребованы как внутри страны, так и за рубежом, подчеркнул заместитель генерального директора по маркетингу и продажам «БКМ Холдинг» Александр Казакевич.
Сделано в Беларуси
Главное преимущество электротранспорта — минимальные выбросы загрязняющих веществ. Электромобили не сжигают бензин или дизельное топливо, а значит, не выделяют вредных газов. Еще одна особенность электротехники — экономия и бесшумность. Электрокар перемещается настолько тихо, что производители умышленно заставляют его «звучать»…
Электромобиль с белорусским VIN‑кодом презентовали весной этого года в базовой и полной комплектации. В более дорогом варианте — автоматическая крышка багажника, панорамная крыша, массаж и вентиляция передних сидений, электронные помощники.
За 3 месяца белорусы купили 350 таких машин. Среди первых покупателей и главный технолог СЗАО «БЕЛДЖИ» Сергей Традчик:
— Огромное преимущество автомобиля — в расходе на 100 километров, зарядку произвожу дома. В плане эксплуатации в 8 раз дешевле по сравнению с бензиновым автомобилем, к тому же для обогрева используется тепловой насос. Думаю, проблем зимой не будет.
Заместитель директора «БЕЛДЖИ» Наталья Харькова рассказала, что предприятие также планирует начать сборку еще двух моделей — гибридной и бюджетной электрической. Как видим, электрокары перестают быть дорогой игрушкой премиум‑сегмента, а постепенно становятся доступным средством передвижения. К слову, было бы странным, если бы в стране, где производят легковые автомобили, не начали выпуск электрокаров. Кстати, от разработки чисто белорусского электрического авто не отказываются. Наталья Харькова подчеркнула, что уже произведено пять опытных образцов.
Для комфортной зарядки электромобилей в Беларуси развивается и сеть АЗС. Но не все идеально. Как показывают проверки Комитета госконтроля, «цивилизация» порой заканчивается за минской кольцевой, отметили в эфире.
Тренд на экотранспорт
Тренд на экотранспорт продолжает набирать обороты. «Мотовелозавод» не отстает в этом вопросе. В продажу уже поступил электровелосипед на мотоциклетных колесах. Разработка отечественная, максимальная скорость — 25 километров в час. Съемный аккумулятор обеспечивает пробег до 30 километров на одном заряде. По словам директора ООО «Мотовелозавод» Сергея Манько, велосипед — необычный, и для подростков эта модель будет особенно актуальна.
На заводе анонсировали еще две новинки. Речь про две модели электромотоциклов, которые сейчас проходят испытания. Импортозамещение и локализация — основные задачи, которые стоят перед заводом. Это касается всей продукции. Комплектующие сейчас завозят из дружественного Китая, но хотелось бы отечественные аналоги. Есть все условия для расширения модельного ряда. Уже запущен участок по тестированию и сборке литиевых аккумуляторных батарей.
Сложно представить, какой будет батарея будущего. Люди хотят передвигаться быстро, комфортно и безопасно. Очевидно, что тренд на экотранспорт продолжится. И хорошо бы зеленую повестку создавать самим, иначе придется догонять тех, кто впереди.
