Депутаты на заседании третьей сессии Палаты представителей Национального собрания восьмого созыва, которое проходит сегодня, 5 ноября, во втором чтении приняли законопроект «Об изменении законов по вопросам обеспечения военной безопасности и обороны», передает корреспондент sb.by.
Проект Закона Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам обеспечения военной безопасности и обороны» внесен в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь Советом Министров Республики Беларусь и принят в первом чтении 16 сентября 2025 года. Председатель Постоянной комиссии по национальной безопасности Геннадий Лепешко в комментарии журналистам напомнил, что законопроект был принят в первом чтении 16 сентября, на открытии третьей сессии Палаты представителей:
— Учитывая сложную и напряженную военно-политическую обстановку вокруг Республики Беларусь, учитывая высокую степень готовности данного законопроекта, мы в короткие сроки подготовили законопроект ко второму чтению. Законопроект направлен на приведение законов Республики Беларусь «Об обороне», «О Вооруженных Силах Республики Беларусь» и «О военном положении». Кроме уточнения терминологии, в соответствии с Военной доктриной Республики Беларусь, утвержденной решением Всебелорусского народного собрания от 25 апреля 2024 г. № 6, вносится часть новых терминов, новых задач. В частности, в Законе «Об обороне» отражено, что нападением на Республику Беларусь будет являться акт вооруженной агрессии государства или коалиции государств не только в отношении Республики Беларусь, но и в отношении Союзного государства или государства — члена Организации Договора о коллективной безопасности.
Парламентарий подчеркнул, что в Закон «О Вооруженных Силах Республики Беларусь» вносятся дополнительные задачи:
— В частности, одна из основных дополнительных задач — участие Вооруженных Сил в недопущении внутреннего конфликта, а в случае его развязывания — разрешение такого конфликта. В Закон «О военном положении» вносится ряд существенных дополнений касательно полномочий Министерства обороны, Генерального штаба и государственных органов. В частности, Министерство обороны наделено полномочиями анализировать обстановку, складывающуюся внутри государства и за ее пределами, готовить предложения Президенту — Главнокомандующему Вооруженными Силами — о принятии военного положения и организации вооруженной обороны и защиты государства, обеспечении данной обороны. Генеральный штаб наделен полномочиями обеспечивать задачу о мобилизационной готовности, боевой готовности Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и государственных органов. Государственные органы теперь будут обязаны по запросу Генерального штаба предоставлять необходимую информацию для принятия решений и дачи предложений Главнокомандующему Вооруженными Силами.
В частности, законопроектом предусматриваются:
♦ согласование терминологии указанных законов с положениями Военной доктрины Республики Беларусь, приведение в соответствие с ней полномочий Президента Республики Беларусь, Совета Безопасности Республики Беларусь, Министерства обороны и Генерального штаба Вооруженных Сил в области обороны;
♦ уточнение и конкретизация задач Вооруженных Сил, функций Генерального штаба Вооруженных Сил по обеспечению военной безопасности и вооруженной защиты Республики Беларусь;
♦ приведение в соответствие с Военной доктриной Республики Беларусь перечня военных угроз, являющихся основаниями для введения военного положения на территории Республики Беларусь;
♦ отнесение акта вооруженной агрессии со стороны какого-либо государства (коалиции государств), совершенного против Союзного государства, к нападению, являющемуся основанием для введения военного положения на территории Республики Беларусь.
