РОЛЬ МУЗЫКИ В ГАРМОНИЧНОМ РАЗВИТИИ УЧАЩИХСЯ

Музыка сопровождает человека всю жизнь. Она ежедневно звучит в эфире, часто западает в душу. Бывает, вспомнишь любимую мелодию, она весь день, как заезженная пластинка, крутится в голове. «Цель музыки – трогать сердца», – говорил великий И. С. Бах.

Так произошло со мной, когда  6 февраля я побывала на уроке музыки.  Елена Александровна СЛАВНИКОВА, учитель музыки первой городской школы, давала открытый урок-панораму в 4-ом «В» классе на тему «Музыка – зеркало жизни и душа народа» в рамках школьного фестиваля педагогического мастерства с использованием краеведческого материала. С первой минуты все присутствующие окунулись в «царство ее величества музыки». Она сопровождала нас весь урок, который прошел на одном дыхании. Главная задача урока  – показать, как музыкальное воспитание влияет на формирование духовной культуры личности, способствует всестороннему и гармоничному развитию ребенка – будущего гражданина нашей страны.

Как часто звучит музыка в наших классах? Какое внимание и значение уделяем мы ей? В детстве музыка окружает ребёнка постоянно: звучит на утренниках в детском саду, на праздниках в начальной школе. Занятия, связанные с музыкой, – самые любимые для учащихся, так как дают возможность самореализации через музыкальное восприятие и эстетические суждения, через исполнительство и творчество, через развитие способности к воображению и открытие красоты в окружающем мире. Как жаль, что уроки музыки проводятся только в начальной школе раз в неделю, а с пятого класса такого учебного предмета вообще нет. А ведь именно музыкальное образование развивает творческое начало в каждом ребенке, что способствует развитию успешности в жизни.

 Елена Александровна – опытный, энергичный и талантливый педагог. Чтобы музыка имела наибольшее воздействие, учащихся необходимо специально настроить. Такую установку на восприятие педагог использовала в виде музыкального приветствия: ребята пожелали друг другу, педагогу,  гостям словами белорусского канта «Многае лета». Все это прозвучало живо, увлеченно, педагог напомнила ребятам:  нельзя слушать музыку без должного внимания, отвлекаясь на посторонние дела. А дальше началось знакомство с известными композиторами и фольклористами, которые оставили большой вклад в музыкальном наследии не только Беларуси, но и нашего региона: О.Козловским, М.Огинским, Г.Титовичем. 

Осип Козловский – наш земляк, родился в 1757 году, белорусский и русский композитор, автор праздничного полонеза «Гром победы, раздавайся!» (неофициальный гимн Российской империи).  Увлеченно рассказала о Геннадии Титовиче, известном белорусском музыковеде-фольклористе,  который бывал в этнографической экспедиции и в нашем районе.

Ребята переносились то в средневековый замок, то в царский дворец, на хлебную ниву, полюбовались  бескрайними просторами  синецветного льна. А помогли им в этом декорации, созданные учителем и учащимися. Перед прослушиванием детям предлагалось представить мысленно картинку, чувственный образ, который навевала им музыка.  Интересной и полезной информацией для детей стала история белорусской народной песни «Ох, і сеяла Ульяніца лянок…». Песня посвящена Ульяне Маханенко, малограмотной женщине, лучшему льноводу 1939 года, уроженке Чаусского района. Ребята с большим желанием рассказали, что любой труд ранее сопровождался народной песней, назвали все трудовые процессы, которые свойственны женщине-крестьянке.

Музыка – идеальный инструмент для самовыражения. Всю глубину переживаний можно передать танцем, песней или игрой на музыкальном инструменте. При исполнении этой песни был создан настоящий оркестр, где ребята на шумовых инструментах подыгрывали себе. Гордости и счастья в глазах детей было полно, потому что они почувствовали причастность к великому наследию белорусского народа. Дети с помощью учителя учатся мыслить и говорить на новом для них языке – образно-музыкальном, а еще они учатся звуками нести людям радость.

Далеко не каждый ребенок станет музыкантом. Главное – музыка откроет детям целую жизнь, интересную жизнь,  и даст возможность кому-то проявить себя в творчестве.

В наше время обществу (особенно детям) требуются не просто хорошо обученные преподаватели музыки, но, в первую очередь, и творчески мыслящие педагоги, обладающие уникальным воображением и неординарным мышлением. Именно таким педагогом, на мой взгляд, в нашей школе является Елена Александровна Славникова, способная научить ребенка воспринимать музыку, расширить его кругозор, обогатить музыкальные представления, развить музыкальные способности. У Елены Александровны накоплен богатый положительный опыт влияния музыки на развитие музыкальных способностей детей. А это очень важно, так как способствует успешному развитию детей в будущем, поможет им стать нравственными, творческими людьми, которые смогут нести и хранить историю и духовность поколений.

Лариса КОХАН,

заместитель директора по учебной работе.

Поделиться