Советский милиционер в 50-ые годы

Об этих людях помнят те, кто с ними жил рядом, и те, с кем судьба их свела по службе.

В День милиции мы бы хотели вспомнить о тех, кто был на страже покоя славгородчан, кто был верен своему долгу в различные годы; о тех, кто преодолевал трудности, когда зарождалась, крепчала и уверенно шла вперёд наша белорусская милиция.

Служба дни и ночи… Эти слова как нельзя лучше отображают специфику работы органов внутренних дел. Приходится постоянно заниматься тем, что не вписывается в понятие «нормированный рабочий день». При этом отдавать себя целиком, без остатка работе, нести ответственность перед Законом и рядовыми гражданами, быть примером и образцом – поверьте, это больше чем работа – это состояние души.

Говоря так, хотелось бы рассказать о Михаиле Ивановиче Коконове.

Михаил Иванович родился в 1925 году в деревне Славне. Получив 7 классов образования, в 1943 году, когда ему исполнилось 18 лет, он был призван на службу в Красную Армию. Зачислен в школу младших командиров и отправлен в Смоленскую область на станцию Фаянсовую. Шла война и курсы были ускоренными, поэтому спустя некоторое время был направлен в действующую армию. Свой боевой путь Михаил Иванович начал с освобождения Беларуси. Был ранен. Отмечен многими боевыми орденами и медалями. Победу встречал в Берлине, а в 1950 году уже старшиной демобилизовался.

Послевоенное время было нелёгким – разрушенные города, сожжённые деревни, разрытые разрывами поля и луга – всё это приходилось восстанавливать полуголодному населению. Немало проблем было и у белорусской милиции в те годы. Банды грабили и убивали, сжигали амбары и хлева, похищали технику и различный сельскохозяйственный инвентарь. Большая надежда у милиции была на проверенных боями фронтовиков, которые не испугаются бандита, и, проявив мужество, смекалку и фронтовой опыт, помогут навести порядок на и без того многострадальной земле, дадут людям уверенность, что их не обворуют или того хуже – убьют из-за коровы.

Вот в это самое время на службу в милицию и был направлен Михаил Иванович. В то сложное, но героическое время начальником Славгородской милиции был Василий Иванович Асмоловский – человек образованный, дисциплинированный и строгий. Тогда численность личного состава районной милиции составляла 14 человек, двое из которых были вольнонаемные.

Каждый милиционер помнит своё первое дело. Это, так называемый триумф знания, огромной работы и вечного поиска истины. Вот и Михаил Иванович считал, что любое преступление – это обязательно напряженная работа оперативников, участковых, следователя, представителей других служб.

9 мая 1950 года в дежурную часть поступило сообщение от председателя колхоза д.Гайшин о том, что со склада было похищено более 90 мешков пшеницы семенного фонда. О совершении данного преступления были проинформированы органы госбезопасности и районный комитет партии. В срочном порядке начальником милиции на раскрытие данного преступления была сформирована оперативная группа, в состав которой вошёл «зелёный» милиционер Михаил Коконов.

Прибыв на место преступления, оперативники начали свою работу, которая в скором времени дала результат – рядом со складом были обнаружены следы лошади и телеги. Немедленно началась проверка близлежащих деревень, в особенности тех домов, где в хозяйстве имелась лошадь. Объем работы не позволял оперативникам расслабляться – необходимо было учитывать различные законодательные процедуры, грамотно и верно выстраивать работу со свидетелями, чтобы не упустить важное, да и само происшествие не «рядовое», как сказал бы специалист, – всё-таки 90 мешков пшеницы в послевоенные голодные годы. О серьёзности дела свидетельствует тот факт, что оперативники несколько суток не приезжали домой, все свои силы, опыт и знания бросали «в бой», и это дало свои всходы.

На третий день от местного жителя поступила информация, что в лесном массиве, в заброшенной землянке обнаружены мешки с зерном. Землянка находилась в Кормянском районе. После проверки информации решение было принято незамедлительно – организовать засаду, чтобы взять злоумышленников с поличным. В результате были задержаны двое жителей Кормянского района, а наводчиком оказался житель д.Гайшин, который узнал о хранящемся на складе количестве зерна. В ходе оперативных действий отличился Михаил
Иванович Коконов.

Вот такое оно первое дело нашего милиционера, земляка, который любил свою Родину, верно служил людям и до конца верил, что над Беларусью всегда будет мирное небо. Проработал Михаил Иванович в милиции до мая 1971 года.

Продолжая историю о ветеранах славгородской милиции, примером порядочности, ответственности и профессионализма в своей работе может служить Виталий Александрович Дмитриев. К сожалению, в момент посещения Виталия Александровича мы не смогли побеседовать с ним лично. Тяжелая болезнь лишила зрения и очень сильно ослабила его слух. Но мы поговорили с его женой Таисией Герасимовной, которая рассказала некоторые жизненные вехи сотрудника славгородской милиции, так сказать, взгляд из семьи.

– Родился он в Витебской области, Городокском районе, деревне Холомерье. Сначала учился на слесаря. Но после поступил в школу милиции. Учился там хорошо. Постигал азы профессии, так сказать. А по окончании был направлен на работу в Могилевскую тюрьму. Не помню сколько он там отслужил, но после этого прибыл в Славгород, где поступил на службу в районный отдел внутренних дел, – поделилась Таисия Герасимовна.

На славгородской земле свою службу Виталий Александрович начал инспектором, а после – и начальником инспекции исправительных работ.

– Чуть позже он стал начальником охраны общественного порядка. В его подчинении были участковые инспекторы, сотрудники по делам несовершеннолетних, сотрудники охраны общественного порядка – в общем, весь профилактический блок. Работе отдавался полностью. Хотя дома мне о работе никогда не рассказывал. Для нас семья – это наш очаг, это наша крепость, и мы старались о работе дома не говорить. Но я видела, как он работает, как он переживает, когда что-то не получается, или что-то случается, или когда радуется – прямо сияет. Это все видно. Хотя очень рассудительный и уравновешенный человек, – рассказала Таисия Герасимовна.

Служба сотрудников районной милиции омрачилась произошедшей аварией на Чернобыльской АЭС. Большинство деревень района было выселено. Многие милиционеры выезжали в чистые зоны со своими семьями. Сразу же пошла нехватка кадров. Работы прибавилось вдвойне. Помощь, разумеется, оказывалась – приезжали специалисты на определенный срок, но через время они уезжали. И вся тяжесть работы ложилась на плечи оставшихся сотрудников.

По воспоминаниям коллег Виталия Дмитриева за деревней Ректе стоял пост дезактивации.Круглосуточно там несли службу сотрудники милиции, которые проверяли весь груз на допустимость нормы радиации. Виталий Александрович как начальник охраны общественного порядка курировал эту работу. Он не отсиживался в кабинете, а непосредственно, лично сам, принимал участие в несении службы.

– Хотелось бы вспомнить одно резонансное уголовное дело, которое произошло в Славгородском районе в конце 80-ых годов. В нём Виталий Александрович принимал самое активное участие. Дело было связано с серией поджогов жилых домов и гибелью в них жителей деревни Кульшичи. В течение недели сгорает дом. Вместе с домом сгорает пожилая женщина. В ходе экспертизы устанавливается, что жертва умерла насильственной смертью – перерезано горло. Через неделю ситуация повторяется – горит дом, в ней хозяйка, перерезано горло. И так три жертвы. Для раскрытия преступления был задействован весь личный состав районного отдела. Оперативные действия отрабатывали множество версий, вплоть до поиска психически неуравновешенного человека. Результат пришёл через две недели. Местный житель, участник войны, подсказал сотрудникам милиции, что необходимо присмотреться более внимательно к одному молодому парню. Следствием установлено, что он работал водителем и по месту работы имеет положительные характеристики. Но в ходе проверки выяснилось отклонение в его психическом состоянии и причастность к поджогам. А после и он признался сам, что совершил данные преступления. По решению суда приговорен к высшей мере наказания, – поделился воспоминаниями сослуживец Виталия Александровича Илья Левшин.

Коллеги, которые работали с Виталием Александровичем, с полной уверенностью и искренностью отзываются о нём только как о профессионале своего дела, как об одном из примеров для подражания по службе для молодых поколений милиционеров.

А вот о преданности своей профессии, о бессилии, которое милиция испытала в 90-ые, и об уверенном её становлении нам рассказал Василий Васильевич Черняев.

Родился наш собеседник в Могилёвском районе. С самого детства мечтал стать военным. Поступал в Киевское военное училище связи. Но не сложилось. Был призван на службу в армию. Служил в Борисове, в спецподразделении связи. Очень хотел остаться на контракт, чтобы исполнить свою детскую мечту. Но по уговорам родных пришлось возвратиться домой. После службы работал в Могилёве. Здесь и прозвенел первый «звоночек» о работе в милиции – поступило предложение отправиться на учебу инспектором ДПС в город Москву. Время было предолимпиадное, и столица нуждалась в милицейских кадрах. Но к тому времени наш герой был женат, и оставить семью, а самому уехать в большой город строить карьеру, он не мог. Поэтому с женой переехали в Славгород.

– По комсомольской линии создавались оперативные отряды. Мне предложили работу в милиции. Начинал как и все – с рядового сотрудника. Потом – помощником дежурного. Вскоре учеба в школе милиции и назначение на офицерскую должность в вытрезвитель, – делится воспоминаниями Василий Васильевич.

Через год вытрезвитель упразднили. Новое назначение – начальник отдела профилактики. После сократили отдел профилактики. Перевод в отдел ОБХСС, где Василий Черняев проработал более 15 лет.

– Скажем так, мне «повезло» – застал начало 90-ых. Если в двух словах – «ни минуты покоя». Рынок был «дырявый». Союз развалился. Воровали все, всё и по-всякому. Товар вывозился фурами. Старые советские законы не работали, а новых в стране еще не было. Мы были, по сути, бессильны. Люди понимали, что мы милиция, но они понимали и то, что мы сделать ничего не можем. Случаи разные происходили – всего и не расскажешь. Вот, например, останавливаем фуру – проверка документов. Документы есть, но все «липа», а фура битком набита товарами. Стали проверять – фирма-однодневка. И в итоге выясняем по этим бумагам, на кого что зарегистрировано, а там оказывается пенсионерка, которая за пару сотен расписалась и дала свои данные – всё! Обманывали страшно, – делится воспоминаниям Василий Васильевич.

– Доходило до того, что при сопровождении грузов сидели бывшие сотрудники, которые были в роли экспедиторов, типа «крыши», с оружием. Брали и валютчиков, и рэкетиров, правда, это в основном это были уголовники, которые приезжали из Могилева, но и такие попадались. Именно тогда я увидел разочарование среди наших сотрудников. Многие достойные уходили от этого бессилия. Других увольняли по отрицательным мотивам. Те, кто остался, скорее всего не ушли, потому что было обидно, что страну грабят, а защитить её нельзя

Только с приходом Президента Александра Лукашенко, когда этому беспределу дали бой, когда по дорогам отлавливали бандитов, которые останавливали автобусы, фуры, только тогда появились новые законы и законы жесткие. Тогда милиция подняла голову.

– В те времена и началось обновление и технической базы, и вооружения, и всего остального. Улучшались материальные условия. Но это же не сразу стало – бац! – и все есть на утро. Нет. Постепенно. Но это и вселяло веру в самих сотрудников, что не пропало их дело, и сами граждане стали уважать законы и милицию.

Теперь, будучи на заслуженном отдыхе, Василий Черняев всецело посвящает себя своему любимому с детства делу – электронике. Каждый на улице знает, что Василий Васильевич всегда поможет, подскажет и починит всё без проблем.

Вот так вот Отчизне служили они не на речах…

Поделиться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *