В Министерстве антимонопольного регулирования и торговли прокомментировали принятые новшества системы регулирования цен. Напомним, соответствующее решение заложено в принятом 29 декабря Правительством постановлении № 713 (4). 

Глава МАРТ Алексей Богданов подчеркнул, что в очередном изменении постановления № 713 «О системе регулирования цен» воплотили в жизнь поручение Главы государства минимизировать или исключить хождение производителей по госорганам за согласованием повышения цены. 

– Поэтому в постановлении вводится предельный шаг роста цены, который измеряется в размере 0,3 процента ежемесячно. То есть можно будет, если ты решил поднять цену, сделать это не более чем на 0,3 процента – никуда ходить за согласованием не нужно, – обратил внимание министр. 

При этом производитель может не использовать разрешенный предел, а «накапливать», чтобы при необходимости одномоментно повысить сразу на большую величину. А может по итогу и не «истратить» «накопления» вовсе. Кроме того, под давлением конъюнктуры рынка товар может подешеветь. 

Если по какой-то причине, в исключительных случаях, производителю не будет хватать максимального предела повышения цены в размере 0,3 процента в месяц, то он может с хорошим экономическим обоснованием прийти в соответствующие госорганы и согласовать больший шаг повышения стоимости. 

– Это будут исключительные случаи, связанные с внештатными ситуациями. К примеру, резко изменился курс, что повлияло на стоимость импортируемого сырьевого компонента в товаре, – заострил внимание Алексей Богданов. 

При этом во внимание по-прежнему будут брать то, какую работу проводит производитель для снижения собственных издержек и затрат. 

 Кроме того, усиливается роль МАРТ: мы теперь будем иметь возможность отменять принятые решения о повышении цены, которые происходят в исключительных случаях, если посчитаем, что это было нецелесообразно или обоснование было недостаточным, – отметил министр. 

При этом отдельно устанавливается ценовое регулирования на сезонные товары, куда включаются овощи борщевого набора – капуста, лук, а также картофель свекла и морковь, за исключением мытых, яблоки, огурцы и томаты. 

– Здесь можно будет повышать цену на размер не более 3,5 процента к соответствующему месяцу прошлого года. Вот таким образом мы исключим хаотичный рост цен именно в межсезонный период на эти товары, – пояснил глава МАРТ. 

Кроме того, вводится максимальный предел надбавок для импортеров на те товары, которые в достаточном объеме производятся в стране.

– Мы посчитали, что их доля должна быть более 75 процентов в нашем розничном товарообороте. Таких 49 товарных групп. На них вводится максимальный предел импортной надбавки не более 15 процентов. Это позволит отечественным производителям продвигаться на внутреннем рынке с большими возможностями и исключить злоупотребления импортеров в виде сложения двух надбавок – импортера и оптово-розничного звена, – добавил Алексей Богданов. 

Устанавливается и предельный размер оптовой скидки производителя на уровне не более 15 процентов.

Помимо этого, перечень товаров, подлежащих госрегулированию, дополнился еще 17 товарами. В их числе, например, равиоли, вареники, мясные подушечки, сливки, кефир, ряженка, био- и обычные сметана, творог и йогурт из коровьего молока, блузки, холодильники-морозильники, роботы-пылесосы, электрические духовые шкафы, ряд запчастей к авто, краска для волос, акварельные краски и гуаши и др. 

Еще ряд пунктов касается платы за услуги по рекламе от производителей торговле и стимулирующих выплат. Так, совокупный размер последних со стороны поставщика не может превышать 5 процентов от общей стоимости всех продтоваров отечественного производства в период, когда предоставляются эти выплаты, и 10 процентов от общей стоимости всех непродовольственных потребительских товаров. Согласно постановлению торговым организациям предоставляется возможность напрямую, без участия посредников оказывать рекламные услуги поставщикам товаров. Но чтобы не было злоупотреблений, выплат бонусов под видом рекламных услуг, вводится ограничение платы за оказание услуг по размещению рекламы поставленных товаров внутри торгового объекта, кроме торгового оборудования, на здании магазина или плакате на нем, на сайте продавца, а также платы за проведение в торговых объектах дегустаций – не больше 1 процента от суммы рекламируемого товара, поставленного в месяце, когда велась реклама или проходила дегустация. Примечательно, что размер платы за рекламу будет одинаков при размещении внутри всех торговых объектов сетевика, расположенных в одном населенном пункте. Такой же подход в случае, если речь идет о наружной рекламе на зданиях одной сети в одном городе, о рекламе в интернете.

Все эти и другие, более «узкие» новшества будут введены с 1 января 2024 года. Но для торговли, импортеров, производителей есть переходные периоды: на товары импорта он составляет 5 рабочих дней, на товары, которые вновь попали под регулирование, – 10 рабочих дней. 

– Никакого ажиотажа у участников рынка в связи с принятыми изменениями не наблюдается. Все работают в плановом режиме. Как производители, так и торговое звено знали об этих изменениях и заранее к ним готовились, – акцентировал Алексей Богданов. 

Он предупредил, что МАРТ продолжит мониторинг за соблюдением ценообразования в 2024 году. 

Поделиться

От СБ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *