Примерно так буквально через пару месяцев может выглядеть любая европейская семья: вечером вместо телевизора – тишина, в домах темнота и только дрожит пламя свечи. И это XXI век. Может, утрировано, но, похоже, все к тому идет. 

Как вам такое? В британском утреннем телешоу «This Morning» разыгрывают оплату счетов за электроэнергию. Пусть пока тепло, но зима близко и общество обеспокоено, эксперты предрекают рост коммунальных тарифов на все коммунальные услуги. Цены на электроэнергию в Британии уже этой осенью могут вырасти в два раза. В Болгарии, Эстонии и Бельгии – в три. Обычному потребителю вряд ли это по карману. Комфорт и тепло, судя по всему, отныне в Европе абсолютная ценность.

Ударит энергокризис и по социальной сфере. Во Фландрии ростом цен на энергию обеспокоена система образования. Если зима будет со знаком минус, в школах опасаются, что не смогут оплачивать счета.      

Александр де Кро, премьер-министр Бельгии: «Мы подсчитали, что рост цен на энергоносители означает дополнительные расходы на 45 миллионов евро для школ в учебном году. Нам придется тратить большую часть своих операционных ресурсов, которые обычно использовали для покупки школьных материалов и мебели, на счета за электроэнергию».

Уж сколько мы слышим: Европа – воплощение благополучия и достатка. Это, похоже, теперь в прошлом. Привычный жизненный уклад нарушен. Власти некоторых стран еврозоны советуют людям запасаться дровами, газ экономить, местами доходит до абсурда – под страхом тюрьмы готовы ограничить температуру в помещениях и расход электроэнергии. Так в Швейцарии, да, она в ЕС не входит, но бедной страной точно не назовешь. Речь уже обо всем европейском континенте. Деградация к средневековью, не иначе. Что теперь явно не устраивает европейцев, которые выходят на улицы высказать свой протест.

Это уже результат. О нем, есть уверенность, речь будет идти еще долго. Пока же о причинах. Которые вполне себе рукотворны. И вот первая – дискредитация в Европе ископаемых источников энергии. Вся политика на Западе годами, если не десятилетиями выстраивалась так, что инвестиции в топливно-энергетический сектор если и были, то минимальные. Такие решения властями принимались под ширмой очень гуманных целей – забота об экологии. Под зеленые проекты выделяются триллионы евро. Логично, что на этом явно кто-то хорошо руки греет. При том зеленая энергетика не смогла заместить нефть и газ. 

Гилберт Докторов, политолог: «Пока это только начало. Пока никто не получил счет за сентябрь, октябрь, ноябрь за электричество и отопление. Что будет в Европе? По-разному. Это зависит от каждого народа. Во Франции будут более серьезные манифестации против правительства. Это только начало, трудно предвидеть, что будет. Бунт, бессмысленный и деструктивный, или революция. То, что Европа создала себя, – это отличный контекст, ситуация дореволюционная. Посмотрим, как это будет развиваться».

Однако дефицит энергоресурсов чувствуется уже. Это ситуация тянется еще с коронакризиса. Вспомните, ведь прошлая зима у европейцев уже была с дорогим газом. Сегодня прибавилось политическое противостояние Востока и Запада с санкционным сценарием, и, кажется, если учесть весь комплекс проблем, в этой битве уцелевшие вряд ли не останутся.

Николай Межевич, президент Российской ассоциации прибалтийских исследований, доктор экономических наук, профессор: «Вся система снабжения электроэнергией и газом Европы сейчас зависит от прихоти европейских политиков, которые решили поссориться с Россией формально по украинскому поводу, а на самом деле – это признание Европой того факта, что она не готова эффективно взаимодействовать с соседом, с которым есть идеологические разногласия. У нас есть такое выражение: “голод – не тетка”. Я думаю, Европа переведет его за эту зиму».

После остановки «Северного потока» Германия, которая лидер по импорту российского газа – страна покупает более 45 миллиардов кубометров голубого топлива в год, это половина от всего потребления в республике, – впервые за последние месяцы начала отбирать газ из подземных хранилищ. И здесь снова возвращаемся к первопричине и вспоминаем, а как же дефицит? Стакан скорее пуст, чем полон. И, несмотря на критику стратегии, немецкие власти упорно не желают признавать проблему.    

Олаф Шольц, канцлер Германии: «Как вы знаете, мы очень рано начали готовиться к ситуации. Мы приняли необходимые решения очень быстро и на большой скорости, чтобы мы могли хорошо пережить эту зиму и следующую зиму». 

И здесь, похоже, канцлер со своим замом не успел согласовать позицию. Кризис неминуем – заявлял Роберт Хабек в интервью Der Speigel. Это было тогда же, когда вице-канцлер признался, что сам под душем стоит чуть-чуть, кондиционер не любит, а отопление включает только иногда.  

«Все рыночные процессы будут приостановлены. Это будет катастрофа для некоторых отраслей. И мы говорим не о двух днях или неделях, а о долгом времени. Мы говорим о людях, которые лишатся работы, и регионах, которые потеряют целые промышленные комплексы».

Сокращение промышленного производства фактически означает сокращение ВВП. Ведущие экономики Европы рискуют скатиться в рецессию, под ударом и национальная валюта. 

Игорь Юшков, ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности: «Пока политики только усугубляют ситуацию. Они считают, что больше политических очков они заработают на антироссийской риторике. Они сами политизировали “Северный поток-2”, и даже Шольц говорит: “Если мы сейчас его запустим, это значит, что мы поднимем белый флаг перед Россией”. Это просто газопровод! Но нет, они из него сделали символ России. Раскручивается инфляция, она и так рекордная за время существования евро как валюты. В Прибалтике – 20%, Германии – 10%. Сбережения у людей сгорают. Может быть, мы увидим возврат к национальным интересам. Пока руководство говорит, что мы будем помогать Украине. Ничего себе, тебя кто избирал? Немцы? Поэтому в этом плане европейским политикам не хватает реального суверенитета национально ориентированных взглядов».

В той же Бельгии экономические последствия уже хорошо ощутимы. Предприятия закрываются, люди теряют рабочие места, а значит и зарплату, и им нечем оплачивать счета, которые и без того растут как на дрожжах. Просто какой-то порочный круг. И ведь это кому-то очень выгодно.  

Что делают сейчас европолитики, так это пытаются найти альтернативу российскому природному газу – делегации из самых разных стран ЕС едут то в Алжир, то в Катар. Но кто в большем выигрыше от европейского энергетического кризиса, так опять же США – впервые в истории Штаты обогнали Россию по поставкам газа в Европу. А значит, вновь, сидя за океаном, хорошо заработали, развязав экономические войны на чужом континенте. 

Поделиться

От ОНТ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *