В каждом городе нашей страны есть улицы, переулки, проспекты, площади, названные в честь героев Великой Отечественной войны как дань памяти, мужеству, отваге и самопожертвованию этих людей.

Славгород не является исключением. В нашем городе есть улицы, которые носят имена знаменитых людей, героически сражавшихся на фронтах той кровавой войны, защищая наш район и Родину от врага, которые совершили подвиг во имя того, чтобы мы сегодня жили под мирным небом

В этом году отмечается 80 лет со дня освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков. Но мало кто помнит имена героев Великой Отечественной войны и их боевые подвиги. В связи с этим знаменательным событием мы хотим освежить в народной памяти имена легендарных лётчиков, полководцев, подпольщиков и партизан, в честь которых названы улицы нашего города. Может быть, на одной из этих улиц живёте именно вы?

Николай Францевич ГАСТЕЛЛО (1907–1941 гг.)  – советский военный лётчик, участник трёх войн, Герой Советского Союза (посмертно).

Родился 6 мая 1907 года в Москве, в рабочем районе Пресня. Отец – Франц Павлович Гастелло, белорус по происхождению, выходец из бедной крестьянской семьи, приехал в Москву в 1900 году из села Плужины Новогрудского уезда Минской губернии в поисках заработка и лучшей доли. Он варил металл в специальных печах-вагранках (рабочий-вагранщик) в литейных мастерских на железной дороге. Работа эта была физически крайне тяжёлой, но и оплачивалась хорошо. Мать – Анастасия Семёновна Кутузова, русская по происхождению, была белошвейкой. Первым ребёнком в рабочей семье был Николай, его сестра Нина родилась в 1912 году, а брат Виктор – в 1913 году (погиб в сентябре 1942 года).

В 1915–1918 годах Николай Гастелло учился в 3-м Сокольническом городском мужском училище имени А.С. Пушкина. В 1918 году из-за голода в составе группы школьников-москвичей был эвакуирован в Башкирию, но в следующем году вернулся в Москву, в своё училище, где проучился до 1921 года. Трудовую деятельность начал в 1923 году, став учеником столяра. В 1924 году семья Гастелло переехала в Муром, где Николай поступил рабочим на Паровозостроительный завод им. Ф.Э. Дзержинского, на котором работал его отец. В 1928 году вступил в ВКП(б). В 1930 году семья вернулась в Москву, и Николай поступил на работу на Первый государственный механический завод строительных машин имени 1 Мая.

В мае 1932 года Николай Гастелло был призван в Красную Армию. Отправлен на учёбу в авиационную школу лётчиков в город Луганск. Учился в 11-й военной авиационной школе пилотов имени Пролетариата Донбасса. Впервые поднялся в небо на самолёте У-2. Затем летал на боевых самолётах Р-1 и И-5. В декабре 1933 года состоялся выпуск школы военных пилотов. Николай Гастелло мастерски пилотировал истребитель И-5, но к удивлению командования попросил направить его для прохождения службы в бомбардировочную авиацию. «Моя мечта – тяжёлая авиация, большие корабли», – говорил он. И просьба его была удовлетворена. В 1933–1938 годах Николай  служил в 82-й тяжелобомбардировочной эскадрилье 21-й тяжелобомбардировочной авиационной бригады, базирующейся в Ростове-на-Дону. Начав летать вторым пилотом на бомбардировщике ТБ-3, с ноября 1934 года уже самостоятельно пилотировал самолёт.

Николай Гастелло увлекался футболом и лыжами, совершал прыжки с парашютом. Вместе с супругой растили  двоих сыновей.

В 1938 году в результате реорганизации части Н.Ф. Гастелло оказался в 1-м тяжелобомбардировочном авиаполку (ТБАП). В мае 1939 года он стал командиром звена, а через год с небольшим – заместителем командира эскадрильи. В 1939 году участвовал в боях на Халхин-Голе (Монголия) в составе 150-го скоростного бомбардировочного авиационного полка, которому была придана эскадрилья 1-го ТБАП. Приходилось больше заниматься транспортными перевозками войск на Халхин-Гол, техники, вооружений, боеприпасов, продовольствия, вывозить в Читу раненых. Это был тяжелый труд, по 12–16 часов в сутки длилась работа. В перерывах лётчики спали прямо в кабинах своих самолётов или на траве под крылом. Помимо транспортных, были и боевые вылеты.

Николай Гастелло участвовал в советско-финской войне и операции по присоединению Бессарабии и Северной Буковины к СССР. Основная задача перед летчиками на Карельском перешейке состояла в том, чтобы непосредственно поддерживать наступление наших войск бомбовыми ударами с воздуха, помочь прорвать линию Маннергейма. Авиация сыграла большую роль в прорыве вражеских укреплений. Бомбардировщики ТБ-3 шли на низкой высоте над передним краем врага и с ювелирной точностью на расстоянии всего лишь в 500–700 метров от наших войск наносили прицельные бомбовые удары по укреплениям финнов, ломая и взрывая вражеские доты и дзоты. Сразу же после авиационного удара наша пехота шла вперёд и занимала разрушенные укрепления врага, пока противник ещё не успевал опомниться. Это была очень опасная операция: она больше подходила не для тяжёлых, а для фронтовых скоростных штурмовиков, но дело в том, что необходимо было сбрасывать тяжелые бомбы, чтобы проломить и взорвать сильные укрепления врага.

Осенью 1940 года авиационная часть перебазировалась к западным границам, в город Великие Луки, а затем – в авиагородок Боровское под Смоленском. В 1940 году Николаю Францевичу Гастелло присвоено звание капитана. Весной 1941 года, пройдя соответствующую переподготовку, он освоил самолёт ДБ-3Ф.

Начало Великой Отечественной войны Н.Ф. Гастелло встретил командиром 4-й эскадрильи 207-го ДБАП 3-го дальнебомбардировочного авиакорпуса, затем командовал 2-й эскадрильей этой же части.

Ранним утром 24 июня 1941 года, когда на аэродроме Боровское инженеры, техники и младшие авиаспециалисты напряженно готовили свои бомбардировщики к выполнению боевого задания, послышался пронзительный вой сирены. Возле аэродрома пролетел одиночный бомбардировщик Ю-88, который совершал разведку в направлении на Смоленск. Через несколько минут вражеский бомбардировщик появился с противоположного направления и, пролетая вблизи аэродрома, открыл с малой высоты пулеметный огонь изо всех своих огневых установок по нашим самолетам. Командир 4-й эскадрильи капитан Николай Гастелло отважно бросился к бомбардировщику, вскочил на верхнюю турельную установку и длинной пулеметной очередью ударил по штурмовавшему аэродром врагу. Подбитый «юнкерс» вынужден был пойти на снижение и приземлился на колхозном поле.

Немецких летчиков поймали. Один из них потом заявил, что его очень удивил такой неожиданный поворот дела: «Я много летал над Францией, Бельгией, Голландией, Норвегией. Стоило там появиться немецкому самолету, как все разбегались в разные стороны. А ваши летчики даже с земли ведут по нам огонь. У вас не только солдаты, но и местные крестьяне и крестьянки бросились на нас с дубьем. Непонятная страна, непонятная война…».

26 июня, на пятый день Великой Отечественной войны, с советского аэродрома поднялся в воздух самолет ДБ-3Ф, на борту которого находился экипаж в составе четырех человек. Командой из штурмана Анатолия Бурденюка, лейтенанта Григория Скоробогатого и стрелка-радиста Алексея Калинина руководил капитан Николай Гастелло. Экипаж машины получил задание нанести авиаудар по колонне немецкой военной техники, которая двигалась по дороге Молодечно-Радошковичи.

В операции участвовало и второе звено, экипажем которого командовал Федор Воробьев. Имена всех летчиков не сохранились в истории, но известно, что в кабине самолета находился также штурман Анатолий Рыбас. В процессе выполнения операции немецкая артиллерия открыла огонь по советским бомбардировщикам, в результате чего воздушное судно Гастелло оказалось подбитым.

Из-за повреждения вражеским снарядом топливного бака произошло возгорание. 33-летний Николай Гастелло имел возможность спастись путем катапультирования, но принял решение направить горящий самолет в колонну вражеской техники. Это стало причиной смерти героев, сумевших ценой собственной жизни сорвать спецоперацию фашистов.

С наступлением ночи жители окрестных белорусских деревень собрали тела погибших героев, обернули их парашютом и похоронили возле деревни Декшняны. В тот же день командир второго звена Воробьев совместно с Рыбасом подали рапорт, где описали обстоятельства гибели Николая Гастелло.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 июля 1941 года за «образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с германским фашизмом и проявленные при этом отвагу и геройство» капитан Николай Францевич Гастелло был посмертно удостоен звания Героя Советского Союза и награжден орденом Ленина и медалью «Золотая Звезда».

Подвиг остальных погибших членов экипажа долгое время никак не оценивался – только в 1958-ом героям посмертно присвоили ордена Отечественной войны I степени.

После войны в 1951 году было решено перезахоронить останки Николая Гастелло. Но при эксгумации нашли вещи другого экипажа, капитаном которого был Александр Маслов. Это и породило разговоры о том, что героического подвига Гастелло не было.

Судьбы двух капитанов пересеклись еще до войны. Летчики были ровесниками, оба родом из Подмосковья. Более того, Гастелло и Маслов были близкими друзьями.

Эксперты наткнулись в военных архивах на уникальные документы. Оказалось, два друга-летчика погибли в один день при выполнении одного и того же боевого задания. С разницей в несколько часов.

По мнению исследователей,  показания Федора Воробьева и Анатолия Рыбаса являются главным и неопровержимым свидетельством подвига Гастелло; обнаруженные останки капитана Александра Маслова и его экипажа свидетельствуют о том, что его самолёт не совершал таран, а врезался в землю на «бреющем» полёте. Отсутствие останков Николая Гастелло говорит о том, что он действительно совершил «огненный таран»; в результате взрыва колонны с горючим и боеприпасами ни самолёт, ни останки экипажа невозможно идентифицировать.

«Огненный таран» Николая Гастелло стал основой сюжета для ряда книг и художественных фильмов. В честь героического командира названы учебные заведения, географические объекты на территории бывшего Советского Союза, установлены мемориальные доски. Есть улица имени Гастелло и в Славгороде.

Поделиться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *