В этом году отмечается 80 лет со дня освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков. Но мало кто помнит имена героев Великой Отечественной войны и их боевые подвиги. В связи с этим знаменательным событием мы хотим освежить в народной памяти имена легендарных лётчиков, полководцев, подпольщиков и партизан, в честь которых названы улицы нашего города. Может быть, на одной из этих улиц живёте именно вы?

Константин Сергеевич Заслонов (1910–1942 гг.) – советский партизан, командир партизанского отряда и бригады, командующий всеми партизанскими силами Оршанской зоны в годы Великой Отечественной войны. Герой Советского Союза (1943 г., посмертно).

Родился Константин Заслонов 7 января 1910 года в городе Осташков Тверской губернии Российской империи. Отец содержал небольшое хозяйство: лошадь, жеребенка и двух коров. В годы коллективизации вся семья (отец, две его сестры и двое братьев) была раскулачена и выслана на Кольский полуостров, в Хибиногорск (ныне Кировск). Денег не хватало, и восьмилетний Костя работал пастухом. В девять лет пошел в школу. Среди детей он выделялся своими незаурядными способностями и усидчивостью.

В 1924 году Заслонов поступил в Невельскую школу второй ступени и стал комсомольцем. В 1927 году школьная комсомольская организация направила Константина как отличника в Великолукскую профтехшколу железнодорожного транспорта, которую он окончил в 1930 году.

По комсомольскому призыву вместе с женой Раисой Заслонов был направлен на Дальний Восток, где восстанавливал депо на станции Вяземская под Хабаровском. В 1935 году он стал помощником начальника паровозного депо Новосибирска. В семье родилась дочь Муза. Из-за голода здоровье жены стало резко ухудшаться, и Константин отправил ее вместе с дочерью в Витебск. Но самому уехать было нельзя, чтобы не «опозорить честь комсомольца-добровольца». По воспоминаниям дочери, прибыв в Витебск, мама прислала обратно открытку, будто бы Заслонова срочно вызывают на учебу в Ленинградский институт инженеров дорожного транспорта, и его отпустили учиться.

Так он вернулся в Витебск и стал работать в железнодорожном депо. С 1937 года был назначен начальником депо станции Рославль, а с октября 1939 года – станции Орша. В конце 1939 года в семье родилась дочь Иза.

В июне 1941 года появилась возможность отдохнуть. Жена и дочки уехали в Ленинград, а Константину нужно было передать дела коллегам. Но началась Великая Отечественная война…

Орша была крупным железнодорожным узлом и с 23 июня 1941 года подвергалась бомбежке по несколько раз в день. Железнодорожники сутками не выходили из депо, днем и ночью ремонтировали паровозы. Руководил работами Константин Заслонов. В первые две недели войны более 150 паровозов резервного парка были подготовлены и выданы под составы.

2 июля Заслонов получил приказ о немедленной эвакуации оборудования паровозного депо, а через десять дней с воинским эшелоном покинул Оршу и сам. Добравшись до Москвы, Заслонов обратился в Наркомат путей сообщения с просьбой отправить его на оккупированную территорию организовывать сопротивление фашистам.

В сентябре 1941 года в Москве Константин Сергеевич из 30-ти оршанских железнодорожников сформировал партизанский отряд, и 1 октября они начали продвижение по оккупированной территории. До родного города 15 ноября дошли всего пятеро. Легализовавшись в Орше, в ноябре Константин Заслонов устроился на работу в Оршанское депо начальником русских паровозных бригад. 2 декабря 1941 года он приступил к работе. Используя старые связи и новые возможности, Заслонов создал и возглавил несколько подпольных диверсионных групп, которые вместе с другими подпольными группами Оршанского антифашистского подполья во время Московской битвы 1941–1942 годов парализовали работу железнодорожного узла. Основной удар наносился по паровозному парку.

Заслоновцы добывали взрывчатку и изготовляли угольные мины для проведения диверсий на коммуникациях врага. Успешно использовались и ночные бомбардировки узла. Немцы во время бомбардировок отсиживались в бункерах, в то время как отряд Заслонова мог свободно распоряжаться депо. После бомбежек тяжело было разобрать, какие аварии произошли по вине бомбежек, а какие нет. Устраивали заслоновцы и другие необычные диверсии. За три месяца они организовали около 100 крушений поездов, вывели из строя, уничтожили более 200 паровозов, тысячи вагонов и цистерн, свыше 200 автомашин и другой техники врага. Диверсиям способствовала и суровая зима – небывалые сорокаградусные морозы позволили подпольщикам блокировать всю систему обеспечения станции водой.

Константин Заслонов хорошо понимал, что когда-нибудь придется покинуть Оршу. Поэтому еще в январе 1942 года приступил к подготовке лесной базы. Под угрозой провала с группой подпольщиков он ушел из Орши и развернул партизанскую борьбу. С февраля 1942 года Константин Сергеевич стал командиром партизанского отряда, который насчитывал 35 человек. Уже в марте была первая боевая операция: уничтожение продовольственных складов.

15 июля 1942 года было принято решение о создании на базе партизанского отряда, насчитывавшего к тому времени 250 человек, партизанской бригады «Дядя Костя», которая после его смерти получила наименование «1-я партизанская бригада имени К.С.Заслонова». День создания бригады стал днем ее первого боевого крещения: шесть часов шел бой, заслоновцы уничтожили целую карательную группу. Партизаны бригады под руководством комбрига совершали диверсии на железных дорогах Орша-Смоленск, Витебск-Полоцк, Витебск-Орша, на шоссейных и грунтовых дорогах. Заслонов возглавлял боевые действия против немецко-фашистских захватчиков на территории Оршанского, Богушевского, Сенненского, Лиозненского и других районов.

Через много лет начальник Белорусского штаба партизанского движения Петр Захарович Калинин вспоминал: «Отряд К.С.Заслонова с первых же дней развернул активную боевую деятельность. За короткий срок заслоновцы уничтожили около десяти продовольственных складов, смело нападали на немецкие гарнизоны, расположенные в селах близ Орши, организовывали крушения железнодорожных эшелонов, следовавших к линии фронта».

В период, когда бригада совершала рейд, Центральный Комитет КП(б)Б принял решение – возложить на Константина Сергеевича Заслонова командование всеми партизанскими силами Оршанской зоны. 5 ноября, сдав бригаду комиссару Людвигу Ивановичу Селицкому, Константин Сергеевич приступил к новым обязанностям.

13 ноября 1942 года фашисты, узнав о том, что в деревне Куповать находится штаб бригады Заслонова, окружили ее. Более четырех часов продолжался бой. Заслонов решил дождаться темноты и идти на прорыв. Его скосила пулеметная очередь. 14 ноября 1942 года в бою с карателями у деревни Куповать Сенненского района легендарный комбриг погиб. Ему шел 33-й год. Поскольку даже за мертвого Заслонова немецкая администрация обещала большое вознаграждение, то местные жители деревни спрятали его тело. Позже тела погибших партизан были похоронены. После войны Константин Сергеевич Заслонов был перезахоронен в Орше.

Соединение Константина Заслонова за март-ноябрь 1942 года пустило под откос и подорвало на станциях 113 эшелонов, уничтожило 75 автомашин и мотоциклов, до 1800 немецких солдат и вражеских прислужников.

7 марта 1943 года ему посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза. Он награжден двумя орденами Ленина (1942 г, 1943 г.) и медалью «За трудовое отличие» (1939 г.).

В честь Константина Заслонова станция в Лепельском районе переименована в железнодорожную станцию Заслоново. Его имя присвоено музею и средней школе в Орше, детской железной дороге в Минске, именем советского партизана названы улицы в Минске, во многих областных и районных центрах Беларуси, в том числе и в Славгороде.

Значимость партизанской деятельности Константина Сергеевича Заслонова была отображена и в кинематографе. В 1949 году режиссерами Александром Файнциммером и Владимиром Корш-Саблиным на киностудии «Беларусьфильм» был снят советский художественный фильм «Константин Заслонов».

Поделиться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *