В нашей стране и в районе, в частности, огромное внимание уделяется вопросам благоустройства и наведения порядка на земле. Славгород хорошеет на глазах и становится комфортным для тех, кто в нем живет, приезжает в гости. Появляются интересные малые формы, новые зеленые локации для отдыха и детских игр, словом, видна масштабная работа, которая проводится по благоустройству дворовых территорий и общественных зон.
Стоит это, конечно, немалых денег. Привлекаются бюджетные средства, помощь спонсоров, финансирование на участие в проектной деятельности.
Буквально недавно были установлены четыре красивые беседки, уложены плиткой тротуарные дорожки. Казалось бы, живи и пользуйся.
Но нет! Как показывает практика, новые объекты привлекают не только тех, кто хочет отдохнуть на новой локации, но и тех, кто, видимо, получает удовольствие от порчи общего имущества. Отдельным красота и порядок буквально не дают покоя – при виде новых объектов начинают «чесаться руки», чтобы проверить их на прочность, испытать «на контакт с человеком».
Крыши всех четырех беседок «проверили на прочность» первыми. Как результат – у каждой повреждена гибкая черепица, оторванные лепестки которой кусками валяются вокруг беседок. Вред нанесен и саду. Кто-то просто пришел, вырвал едва прижившиеся деревья с корнем и тут же бросил, несколько саженцев сломал. Отпечатки детской обуви на крышах и земле позволяют предположить, что это «поиграли» наши детки.
Как это назвать – невоспитанность, необразованность, вседозволенность? Или попытка самоутвердиться пред своими друзьями, поднять свой статус среди сверстников, когда демонстрация силы, ловкости, «независимости» от общества, наплевательского отношения к его нормам и правилам интерпретируются подростком как проявление своей взрослости? Или все-таки детские поступки – это зеркало неблаговидных поступков и мыслей родителей?
– Меня всегда возмущают случаи, когда повреждают элементы благоустройства, – комментирует ситуацию председатель районной организации ОО «Белорусский союз женщин» Ольга Иванова. – А этот – в особенности. Мы, кстати, обратились с заявлением по данному факту в РОВД. Проект еще не окончен, а уже нужно заниматься ремонтом мягкой кровли новеньких беседок. Уважаемые родители, начинайте разъяснять своим детям нормы и правила поведения в общественных местах, расскажите об ответственности, которая предусмотрена за порчу имущества. Посадите, в конце концов, со своими детьми то же дерево, сделайте вместе что-то полезное для общества, чтобы ребенок в следующий раз задумался: ломать ему или, наоборот, сохранять. По проекту мы планируем на этой территории установить малые формы, фонари, песочницы, урны и прочее. Не хотелось, чтобы и они были испорчены или сломаны.
Хочу обратиться к жителям микрорайона на Калинина: давайте начнем уважать друг друга, ведь все, что делается в нашем районе в плане благоустройства, – это все для вас и ваших детей. Вы, конечно, тоже скажете, мол, это не взрослые, это дети пошалили. Соглашусь. Но не мы ли, родители, их такими воспитываем? Вложили ли мы в их головы классическую формулу «что такое хорошо и что такое плохо», показали личным примером, как нужно относиться к чужому труду, имуществу, как уважать старших, быть хорошим учеником в школе и товарищем вне её? Так что, получается, не дети ломают беседки, выкорчевывают саженцы, крушат то, что способно поломаться, а мы, родители? И делам это, простите за тавтологию, своим бездействием, молчаливым согласием. А некоторые еще и поощряют разухабистую удаль своего чада, который одной левой смог вырвать молодое деревце из земли. Крепкого парня, мол, растим. А что у него в сердце, в душе, голове – это вас не тревожит? Сыт, здоров – и мы счастливы? За вас никто не воспитает вашего ребенка.
В этом вопросе роль первой скрипки – за родителями. Мы не вправе растить черствых, эгоистичных потребителей. И рано или поздно пожнем «плоды» такой родительской «политики». Но когда мировоззрение у подростка сформируется окончательно, когда приоритеты будут расставлены, исправить что-либо будет крайне сложно. Так, может, пока мы способны влиять на наших детей, пока они прислушиваются к нам, внимают, давайте сообща прививать им те добродетели, которым учили нас в свое время. И не стоит уповать на школу. Ей не под силу в одиночку формировать и воспитывать наших детей без нашего же участия. Поговорите сегодня об этом со своим ребенком. Глядишь, и польза от этого разговора будет для всех нас.